Развивающая предметно-пространственная среда в условиях реализации ФГОС ДО - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Развивающая предметно-пространственная среда в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: , Категория: Развивающая предметно-пространственная среда ·
Автор: Малетина Ирина Николаевна, воспитатель.

МАДОУ «Радость» структурное подразделение детский сад № 203, Нижний Тагил
 

Развивающая предметно-пространственная среда в условиях реализации ФГОС ДО
 
Представляю вашему вниманию группу раннего возраста, в которой развивающая предметно-пространственная среда, создана в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программы, учитывает возраст, интересы детей. Создавая среду развития в группе, учитывались принципы насыщенности, трансформируемости пространства группы, полифункциональности материалов, вариативность, доступность, безопасность и эстетическая привлекательность группового помещения. В группе созданы условия для совместной и индивидуальной активности  детей. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы дети могли свободно перемещаться. Пространство группы организованно в виде условно разграниченных зон – центров, оснащенных разнообразным развивающим материалом, оборудованием для обеспечения всех видов деятельности детей:
 
- Уголок для изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности (материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности; разнообразные игрушечные музыкальные инструменты от колокольчика до барабанной установки, аудиовизуальные средства, записи детских песен, звуки природы и животных; разные виды театров - настольный, кукольный, пальчиковый, варежковый);
 
- книжный уголок (расположены корзинки с детской литературой, а также фотоальбомы «Моя семья» и «Наша группа»);
 
- уголок безопасности (наглядный материал по ПДД и  ППБ, игры и книги, макет улицы);  
 
- уголок сюжетной игры (представлен игровой «Жилая комната», сундучок для ряжения, «Парикмахерская», набор для игры в больницу);
 
- зона развивающих игр (игровой материал для познавательного развития детей-пирамидки, вкладыши, пазлы, матрёшки, машинки, настольные игры);
 
- уголок конструирования (собраны различные виды конструкторов и строительного материала разного размера и материала, игрушки для обыгрывания построек);
 
-уголок природы, игр с водой и песком (включает материалы для детского экспериментирования с водой и  песком, крупы, магниты, зеркала, цветные плёнки, природный материал);
 
- зона двигательной активности (игровые двигательные модули - качалки, машины, велосипеды и спортивный уголок – оборудование для ходьбы, тренировки равновесия, прыжков, профилактики плоскостопия, лазанья, оборудование для общеразвивающих упражнений, игрушки, стимулирующие двигательную активность).
 
При желании и необходимости зоны легко трансформируются, мебель перемещается, что позволяет внести в интерьер что-то новое и привлекательное для малышей. Например «Уголок безопасности» - подиум с макетом улицы из конструктора ЛЕГО, в соответствии с тематическим планированием, превращается в ферму с домашними животными. А в кармашках (настенные пластиковые) появляются  изображения домашних животных.  
 
Создавая развивающую среду необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок имел возможность для временного уединения, где он может подумать, отдохнуть и собраться с силами. Так, лесенка-стремянка трансформируется в домик – палатку, если сверху накинуть ткань,  а мат – в коврик для игры, где ребёнок с помощью липкой ленты, пуговиц и кнопок прикрепляет детали  из ткани.
 
Принцип трансформируемости тесно связан  с полифункциональностью предметной среды. Так оборудование для общеразвивающих упражнений (ленты с  колечками, платочки) дети с удовольствием используют в танцевальных минутках. Змея (мягкая из кожи) служит одновременно тренажером для прыжков, воротами для ползания и как сенсорный тренажер, когда дети украшают её.  Сенсорное дерево с крючками весной превращается в цветущую яблоню, летом - созревают яблоки (разноцветные и издающие звуки), осенью появляются цветные листочки, а зимой дерево покрывают снежинки.
 
Вариативность среды предполагает наличие в группе зон разного вида активности – спокойная, рабочая, активная. Для детей раннего возраста достаточно большое пространство отводится для удовлетворения двигательной активности детей. В этом возрасте, в основе замысла  игры всегда находится предмет, поэтому предметный мир ребенка необходимо обновлять, пополнять и менять игрушки, чтобы пробудить познавательный интерес. Так в группе периодически появляется волшебный сундучок с игрушками забавами:  поющие, движущиеся, музыкальные игрушки стимулируют исследовательскую активность детей, развивают моторику, звукоподражание.  Принесенные игрушки из дома, добавляют радостных эмоций.   
 
Также мы старались учитывать гендерный принцип – т.е. оснащали развивающую среду как для мальчиков, так и для девочек. (Среди игрушек присутствуют пупсы и куклы мужского и женского полов. Среди парикмахерских принадлежностей используются предметы для стрижки мальчиков. Также имеется набор инструментов для ремонта.)  
 
В группе все игры материалы, и пособия находятся в свободном доступе. Каждый ребенок может заняться той деятельностью, которая ему интересна в данный момент.  Мебель соответствует росту детей, это  невысокие шкафы–полки, которые предполагают самостоятельное пользование детьми.
 
Предметная среда группы соответствует требованиям надежности и безопасности. Закругленные края  мебели снимают опасность травм. Все пособия и игрушки сделаны из обрабатывающихся материалов, чинятся с помощью родителей. Хранятся в удобных контейнерах и емкостях.
 
Стены группы украшены цветами, которые создают радостное настроение, цветовая палитра мебели представлена спокойными пастельными тонами, соответствует эстетическим требованиям группового помещения.   Для развивающей среды используется все пространство группы, стены, потолок (гирлянды, игрушки для поддувания), пол, двери (тихий тренажер).
 
Ранний возраст – очень важный период для развития органов чувств. Для развития зрительных ощущений и снятия психоэмоционального напряжения мы используем сенсорную лампу с движущимися огоньками, искусственный аквариум с движущимися рыбками.  
 
Для развития тактильной чувствительности, моторики рук и сенсорных способностей малышей многие игры и пособия сделаны своими руками: (цветные домики, поросята, пальчиковый бассейн, рисование манкой, игры с прищепками, мягкие подушечки, нестандартное физкультурное оборудование - верёвки гимнастические, мяч для отбивания, «Поймай шарик»).
 
Очень важно чтобы развивающая предметно-пространственная среда группы  служила удовлетворению потребностей каждого ребенка, способствовала развитию самостоятельности и самодеятельности, создавала чувство психологического комфорта и защищенности.  
 
 
Список литературы:
 
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню