Использование элементов ТРИЗ технологии в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Использование элементов ТРИЗ технологии в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста

Автор: , Категория: Конспекты занятий ·
Автор: Боль Альбина Геннадьевна, воспитатель.
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 34»
 
 
Использование элементов ТРИЗ технологии в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста
 
Тема: Конспект занятия «Колобок»
 
Задачи:
 
Обучающие: Учить детей пересказывать сказку по опорным сигналам последовательно и эмоционально; сочинять счастливый конец сказочной истории, используя  схему-модель на грани речевого куба.
 
Развивающие: Развивать познавательные способности детей, закрепляя названия диких животных и их образ жизни в природе, названия геометрических фигур.
 
Сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач; тонкую моторику рук;
 
Совершенствовать связную и диалогическую речь, интонационную выразительность речи.
 
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам; коммуникативные умения и навыки: доброжелательность в общении детей;
 
Прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды).
 
Словарная работа:
 
Активизировать в речи детей употребление прилагательных (подбором определений), существительных (название животных и геометрических фигур).
 
Методы и приемы: Художественное слово (загадки, сказка); игры (словесная, дидактическая, пальчиковая, подвижная, развивающая игра Воскобовича); элементы театрализованной игры; моделирование; опорные сигналы; элементы продуктивной деятельности; музыкальное сопровождение.
 
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, дидактические, сюжетные и театрализованные игры, отгадывание и загадывание загадок, составление описательных загадок.
 
Материал к занятию: Речевой куб с набором моделей-схем, коврограф Воскобовича, магнитная доска, плоскостные изображения героев сказки Колобок, игрушка колобок, геометрические фигуры, магнитофон, музыка и песенка по теме, видеомагнитофон с презентацией Колобок, костюмы бабушки и дедушки для детей.
 
Ход  занятия.
 
Воспитатель: Тише, тише, тишина, сказка к нам идет сама. Ветерком прохладным вея, в сказку дверь открыла фея (музыкальное сопровождение).
 
Что за чудо эти сказки, с их героями происходят самые невероятные истории. Ребята, встречайте героев одной из них».
 
Игра – драматизация «Колобок».
 
Под музыкальное сопровождение выходят дети в костюмах.
 
Дедушка: Ох, ох, ох, что-то нынче стал я плох. Захотелось колобка, есть и дрожжи и мука. Ты бы тесто замесила, всех сегодня угостила.
 
Бабушка: Охотно я возьмусь за дело, хоть задача не легка. Чтобы тесто сделать пышным, белым, нужна не только нам мука.  Вниманье нужно и уменье, про соль и сахар не забыть, чтоб вкусным сделать угощение начну-ка тесто я месить.
 
Бабушка месит тесто. Тесто я месила, масло добавляла, выбилась из сил я, ой, как я устала.
 
Воспитатель: Узнали героев сказки?
 
Предполагаемые ответы детей: Дедушка и бабушка из сказки колобок.
 
Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
 
Воспитатель: Дети, посмотрите какие домики-загадки. Отгадаем кто в домиках живет и встретимся с другими героями этой сказки. Нужно только заглянуть в оконце и загадать загадку детям .
 
Дети по желанию загадывают загадки.
 
1. «Что за зверь лесной встал как столбик под сосной и стоит среди травы , уши больше головы».
 
2. «В серой шубе неприметен, осторожен, незаметен, он идет и лес примолк, знают все - крадется волк».
 
3. «Кто в лесу огромней всех, кто богатый носит мех. Кто в берлоге до весны днем и ночью видит сны?».
 
4. «Она живет в большом лесу, все знают хитрую куму, а про ее проказы есть сказки и рассказы».
 
Картинки героев сказки постепенно выставляются на магнитную доску.
 
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку: Кругленький, румяненький, он похож на пирожок с изюминкою маленькой.
 
Дети: Колобок.
 
Воспитатель: Правильно, но колобка нет дома. Он укатился и наверное заблудился. Споем песенку, он нас услышит и прикатится к нам в гости.
 
Под музыкальное сопровождение дети исполняют песенку: «Колобок».
 
«По дорожке, по тропинке, между сосен прыг да скок, очень весело, игриво покатился колобок. Он от бабушки ушел, и от дедушки ушел, покатился, заблудился непослушный колобок.
 
Прыг, скок колобок, вкусненький, румяненький, он похож на пирожок с изюминкою маленькой».
 
Воспитатель: А вот и колобок прикатился. (Игрушка колобка)
 
Развивающая игра Воскобовича «Геоград».
 
Колобок: Здравствуйте дети, я приглашаю вас на ковровую полянку в город  Геоград. Давайте познакомимся с жителями этого города. Назовите их.
 
Дети: Жители этого города – различные геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги, прямоугольники.
 
Колобок: Но вот беда, они забыли на каких улицах живут. Квадраты живут на квадратной улице. А какие улицы у треугольников, у кругов, прямоугольников? Дети помогите фигурам найти свои улицы.
 
Дети и колобок распределяют геометрические фигуры.
 
Воспитатель: Замечательно, вы все правильно сделали.
 
Словесная игра: «Назови слово».
 
Колобок: А сейчас, ребята, мы все вместе будем рассказывать сказку. А помогать нам будут жители города Геограда: геометрические фигуры, которыми мы обозначим героев сказки.
 
Вы, ребята, не зевайте быстро слово называйте, про меня что говорят, какой колобок?
 
Дети: Круглый, желтый, румяный.
 
Колобок: Какой геометрической фигурой обозначим колобка?
 
Дети: Желтым кругом.
 
Колобок: Какой заяц?
 
Дети: Серый, трусливый, длинноухий, зимой белый. Обозначим белым треугольником.
 
Колобок: Что говорят про волка?
 
Дети: Серый, злой, голодный. Обозначим серым треугольником.
 
Колобок: Какой медведь?
 
Дети. Большой, неуклюжий, косолапый, коричневый, бурый. Обозначим коричневым квадратом.
 
Колобок: Что говорят про лисичку. Какая она?
 
Дети: Рыжая, хитрая, ловкая. Обозначим оранжевым прямоугольником.
 
Пересказ сказки «Колобок» по опорным сигналам.
 
Воспитатель: А сейчас тихо садитесь на стульчики. Я начну рассказывать сказку, а вы ребята внимательно следите за волшебным экраном и как только на экране покажется геометрическая фигура, обозначающая героя сказки, кто-нибудь из вас станет этим героем и продолжит рассказывать сказку.
 
Тише, дети, не шумите сказку не спугните. Сказка, сказка прибаутка, рассказать ее -  не шутка, чтобы сказочка сначала, словно реченька журчала, чтоб к концу ни стар, ни мал от нее не задремал. Это присказка, а сказка впереди.
 
Воспитатель начинает рассказывать сказку, как только на экране появляется соответствующая фигура, сказку продолжают рассказывать дети. Колобок каждый раз новый. В конце сказки «колобки» говорят слова хором.
 
Воспитатель: Вот и сказке конец, кто дослушал – молодец. Ребята, у вас очень хорошо получилось. А сейчас поиграем в игру: «Тесто».
 
Игра малой подвижности: «Тесто».
 
Девочка-бабушка в середине круга произносит слова: «Тесто я мешала, масло добавляла, выбилась из сил я, ох как я устала». Дети – тесто, взявшись за руки, идут по кругу со словами: «Надоело мне быть тестом, не хочу быть колобком, мне здесь душно, мне здесь тесно, через край я и бегом». Дети убегают на стульчики, девочка их догоняет.
 
Колобок: Мне очень грустно, что лисичка в сказке меня съела.
 
Воспитатель. Дети, а вы хотите помочь колобку спастись от лисы? Посмотрите, какой волшебный куб «Сочиняй-ка» нам подарил Колобок. Куб нам подскажет счастливый конец этой сказочной истории, нужно только прокатить его (или подбросить) и рассказать о том, что выпало на грани куба (колобок в иголках, убегающая лиса).
 
Ребенок: Колобок попросил у елочки иголки, нацепил их и зафыркал как ежик «Ф-ф-ф». Лиса подумала, что это ежик, испугалась и убежала.
 
Дети сочиняют истории со счастливым завершением событий в сказке.
 
Колобок: Спасибо, дети за мое спасение. А сейчас поиграем в игру:
 
« Колючий колобок».
 
Пальчиковая игра «Колючий колобок»
 
Это я веселый еж,
 
На колючку я похож,
 
Я похож на колобок
 
И на елку, на клубок.
 
А мои иголки очень, очень колки.
 
С друзьями я играю,
 
А врагов пугаю «ф-ф-ф».
 
Воспитатель: Дети, давайте нарисуем веселых колобков и подарим их нашим гостям на память о нашей встрече. Дети рисуют веселые мордочки плоскостным колобкам и дарят их гостям.

 
Список литературы:
 
1. Полная Хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 книгах. Книга 1, автор-составитель С.Д. Томилова – Москва: АСТ, 2013.
 
2. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополненное - М.: ТЦ Сфера, 2016.
 
3. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой.  – 4 –изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
 
4. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.\


Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню