Определение нарушений речи ребёнка в домашних условиях - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Определение нарушений речи ребёнка в домашних условиях - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Определение нарушений речи ребёнка в домашних условиях

Автор: , Категория: Консультации для родителей ·
Автор: Алиева Надежда Викторовна, учитель-логопед

Определение нарушений речи ребёнка в домашних условиях

Причины нарушений речи ребенка могут быть самыми разными. Проблемы развития речи могут встречаться в любом возрасте. Несмотря на то, что до пяти лет речевой аппарат малыша только развивается, обнаружить речевые нарушения на этом этапе все-таки можно. В этом может помочь индивидуальная работа логопеда. Но также для этого переступать порог квартиры вовсе не обязательно, диагностикой речевых нарушений можно заняться самостоятельно. Для определения нарушений речи вам понадобятся: картинки с изображением животных и предметов, сказки с картинками, зеркальце.

1) Определение восприятия речи

В возрасте одного года ребенок должен понимать значение простых слов. А в полутрогодовалом возрасте - реагировать на свое имя и выполнять элементарные поручения и просьбы. Для определения правильного восприятия речи существуют таблицы сенсомоторного развития, которые легко можно найти в Интернете.

2) Определение развития фонематического слуха

В раннем возрасте на развитие речи также влияет фонематический слух. Развитие фонематического слуха подчиняется определённым закономерностям. С помощью элементарных упражнений можно проверить фонематический слух развитие. Заранее приготовьте картинки с животными или предметами. Предложите ребенку выбрать из изображений то, в названии которого присутствует заданный вами звук. Также можно произнести вслух несколько слов, один-два из которых будут с одинаковыми звуками. При неверном ответе следует обратиться за советом к логопеду.

3) Дыхание

Если ребенок гнусавит и говорит в нос, то проблема может быть в неправильном дыхании. Чтобы проверить, верно ли дышит ваш малыш, поднесите зеркальце к его рту и попросите сказать что-нибудь. Если зеркало будет активно запотевать, то ребенок дышит неверно, так как правильное дыхание предполагает дыхание через нос, а не через рот. Если малыш говорить очень быстро, или не может окончить фразу, заглатывая последние буквы, то он также дышит не так, как следует.

4) Определение состояния звукопроизношения

Чтобы определить состояние звукопроизношения вашего малыша разложите на столе в любом порядке несколько картинок, названия который отличаются одним звуком. Например: кит, кот, ком. Произнесите вслух название любой картинки и предложите ребенку выбрать из изображений нужное. Также предложите крохе подать опознавательный знак (поднять руку, хлопнуть в ладошки) в тот момент, когда он услышит заданный вами слог «за» в ряде других слогов. Например, малышу необходимо выделить слог «са», взрослый говорит: «за», «ба», «ва», «за», «са» (малыш должен хлопнуть), «ба».

Дети, которые имеют отклонения в звукопроизношении, не могут выделить нужный слог и верно показать картинки с нужным звуком.

5) Состояние грамматического строя речи

Покажите ребенку картинку (например, с изображением кота) и расскажите о «составляющих» выбранного изображения (голова, тело, лапы, усы, ушки, хвост). Возьмите другую картинку (дом, корова, дерево) и предложите малышу «разобрать ее по частям» самостоятельно. Затем назовите какое-нибудь слово, выделяя все слоги голосом, и попросите малыша повторить за вами. Если ребенок умеет считать, то попросите его назвать количество слогов, которые он услышал в слове.

Обратите внимание на то, как ребёнок составляет короткие предложения. В случае, когда он путает глаголы в трех склонениях и множественном числе (я могу, ты можешь, мы можем), а также неправильно соотносит действия с глаголами прошедшего времени (мальчик читал, девочка сказала, солнце сияло), грамматический строй речи нарушен.

6) Связность речи

Уже в старшей-подготовительной группе ребёнок должен правильно связывать слова в предложения, употреблять различные окончания, в том числе родительного падежа и существительного множественного числа. Попросите малыша рассказать о каком-нибудь ярком событии. Проследите, как он составляет предложения, заканчивает ли мысль или отвлекается, перескакивая на другую. Также вы можете определить связность речи малыша, попросив его пересказать знакомую сказку по картинкам.

Чтобы как можно быстрее начать целенаправленные упражнения, родителям необходимо вовремя обратить внимание на некоторые предупредительные сигналы:

- проблемы во время глотания и жевания;

- расщелины губ и нёба;

- слюна постоянно вытекает изо рта;

- при виде еды или во время её приёма появляется рвота;

- непроизвольное выталкивание еды языком;

- не появляется гуление и лепет;

- речь невнятная, непонятная;

- ребёнок всё время мочит и не пытается разговаривать;

Наиболее распространенными причинами нарушений речи являются физиологические особенности, некоторые из которых выявить можно самостоятельно.

- Короткая уздечка

- Короткая уздечка языка является самой часто встречающейся причиной речевых нарушений. Малыш не может поднять язык к верхнему ряду зубов. Такой дефект мешает произношению звуков «л» и «р» и шипящих. Стоит обратить внимание, если малыш «как-то не так» сосет соску или грудь

- Неправильный прикус

Верхняя или нижняя челюсть, выдвинутая вперед дальше противоположной, свидетельствует о неправильном прикусе ребенка. В данной ситуации необходимо исправлять прикус и поможет в этом стоматолог.

- Увеличенные гланды

- Увеличенные небные миндалины (гланды) перекрывают в горле проходное отверстие, мешая нормальному вдоху-выдоху. В этом случае необходимо, чтобы ребенка осмотрел специалист.

Общие рекомендации

- Постоянно общайтесь с ребёнком, голос должен быть разного тембра, эмоциональной окраски;

- Речь должна быть, внятной, без сюсюканья и подражания детской речи;

- Развивайте общую и мелкую моторику малыша, так как речь и моторика взаимосвязаны;

- Чтобы ребёнок не отказывался от занятий, ему должно быть интересно. Поэтому предполагается игровая форма занятия;

- Задания должны быть посильны. Слишком сложные задания отобьют интерес;

- Коммуникативные навыки поможет развить игровая площадка, детский развивающий центр, ДОУ;

- Развить любознательность ребёнка можно в процессе рассказывания интересных историй, чтения сказок;

- Не осуждайте ребёнка за ошибки, критика должна быть мягкой, нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми, это ранит его чувства;

- Научитесь слушать малыша до конца, как бы медленно он ни говорил. Важную роль играет понимание, заинтересованность и терпение родителей.


Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017-2023. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню