Особенность процесса адаптации младших дошкольников к ДОУ - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Особенность процесса адаптации младших дошкольников к ДОУ

Автор: , Категория: Консультации для родителей ·
Автор: Костенко Радамила Сергеевна, воспитатель.
 
МДОБУ детский сад № 51, г. Сочи, Адлерский район
 
 
Особенность процесса адаптации младших дошкольников к ДОУ
 

Чаще всего, родители задумываются о том, что следует отправлять своего ребёнка в детский сад тогда, когда ему исполняется 1,5 года. В этом возрасте детей отправляют в ясли. Как считают психологи этот период является наименее благоприятным для «отрыва» его от матери. Ребёнок в этом возрасте сильно привязан к своей матери и очень болезненно переживает любое расставание с ней, даже на непродолжительное время. Он испытывает сильный дискомфорт и беспокойство. Изначальная активность со временем меняется на медлительность эмоциональных и познавательных процессов, что может привести к снижению общей психической деятельности.
 
Условия воспитания в раннем детстве формируют эмоциональность и активность у человека на всю его дальнейшую жизнь. Ребёнок, который плохо перенёс отделение от матери и не смог адаптироваться к новым условиям почти обречён иметь проблемы эмоционального плана и снижение активности. В эмоциональном плане происходят такие изменения как: появление страхов, приобретение невротических расстройств, проблемы со сном, проблемы с приёмом пищи (отказ от неё), как своеобразный протест . Таким образом, многие родители не осознают всей важности нахождения рядом с малышом до возраста готовности отделения и получаю совершенно иные проблемы с ребёнком -психологические. Но даже с психологической точки зрения этот вопрос является дискуссионным для различных исследователей в этой области. И ясно точно, что семью для ребёнка заменить невозможно ни те условия воспитания, ни ту нужную заботу о малыше, которую он может получить только в семье. Большинство малышей данного возраста довольно тяжело реагируют на отделение их от матери, особенно в первые дни своего пребывания в дошкольном учреждении, когда активные и эмоциональные дети теряют свою активность и становятся вялыми и ослабленными. Такое поведение вполне характерно для ситуации отделения ребёнка от матери, когда вокруг непонятные и незнакомые люди, которые меняют весь распорядок жизнедеятельности. Чаще всего такие дети подвержены частым респираторным заболеваниям. Отчасти это объясняется инфицированием от сверстников. Но основной причиной является - эмоциональный шок, при котором организм ослабевает и теряет силы бороться с вирусными инфекциями. [1, с. 95].В период активного становления самосознания ребёнка, а именно в трёхлетнем возрасте поступление в дошкольное учреждение является не таким шокирующим явлением для ребёнка, как для детей помладше. Всё дело в особенностях психики этого возраста. В раннем возрасте ребёнку совсем не интересно общество своих сверстников, они предпочитают играть сами с собой и не нуждаются в общении с другими детьми.
 
В дошкольном возрасте характер ведущей деятельности приобретает сюжетно-ролевая игра, и без сверстников тут уж никак не обойтись. Безусловно, родители в своём семейном кругу не могут организовать для своего ребёнка общение со сверстниками, а вот в детском саду ребёнок как раз находится в той среде сверстников, которая ему необходима для дальнейшего развития, получения положительных эмоций и взаимодействия с другими детьми. Адаптация - это приспособление организма к новым условиям, а для рёбёнка, детский сад как раз является тем самым новым условием с новым окружением и новыми отношениями, которое необходимо освоить. В адаптацию входит целый ряд индивидуальных реакций ребёнка зависящий от воспитания в семье, индивидуальных особенностей ребёнка, психофизиологических реакций организма и конечно же от самих условий детского сада в котором пребывает ребёнок. Таким образом, у каждого ребёнка период привыкания протекает по-своему. Следует отметить некоторые закономерности, которые очень важно запомнить и усвоить родителям. Во-первых, не стоит забывать о том, что у ребёнка 2-3 лет ещё не сформировалась потребность в общении и ему не интересно общество сверстников. На данном возрастном этапе взрослый для ребёнка выступает всего лишь как партнёр по игре внимательный зритель и образец для подражания. Ребёнок 1.5 лет долго адаптируется к яслям, так как тяжело переживает разрыв с матерью и это считается нормальной реакцией на ситуацию [2, с. 47-48].Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. Не стоит забывать, о том, что проблему адаптации могут пережить не все дети, что может привести к невротическим расстройствам и неврозам.
 
Отягощающим фактором адаптации ребёнка может послужить неблагоприятные условия в семье, раздор родителей, ругань, отсутствие достаточной общительности ребёнка с родителями. Дети начинают усваивать поведение родителей, неосознанно подражая им, что ухудшает ситуацию общения со сверстниками. Такие дети, как правило, нерешительны, застенчивы, прибывают постоянно в сомнениях и волнении, по этой причине могут быть не приняты сверстниками. Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика. Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю), укороченное пребывание ребенка в детском саду (начиная с 2-3 часов) с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Психологи рекомендуют следующую примерную схему: первый, второй день - пребывание 2-3 часа. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Стоит ребёночку постепенно объяснять кто такой воспитатель. Малыш должен знать, что именно воспитатель находится с ним в группке, и именно он будет укладывать его спать. На третий-шестой "садовские" дни надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника 2-й недели малыша следует забирать домой в полдник. И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день [1, с. 32-33]. Эта схема меняется в зависимости от успешности или проблемам с процессом адаптации.
 
Самой важной из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, осознать своё положение, дать понять что эта обстановка такая же уютная, как и домашняя, дать почувствовать малышу, что его любят и ценят в этом заведении. Решению этой задачи, посвящается целых 6 месяцев. Знакомство с пространством детского учреждения, его территорией, групповыми зонами, нормами, сверстниками осуществляется в игровой форме. В таких играх нет определённых правил и в любой момент сюжет игры можно будет изменить и индивидуально подстроить под ребёнка. Существует ряд основных правил, на которых строятся игры.
 
1. Первое, и самое важное, правило - добровольность участия в игре. Следует сделать так, чтобы ребёнку самому захотелось принять участие в игре, если же стараться заставлять ребёнка вступить в игру, то мы можем получить обратную реакцию в виде негативизма, агрессии и нежелания в дальнейшем взаимодействии со взрослым. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
 
2. Взрослый должен быть включён в игровой процесс. Так как мы уже говорили о том, что взрослый для ребёнка является авторитетом, то смотря на эмоциональную реакцию, на действия взрослого, ребёнок начинает увлекаться игрой и делает её наиболее значимой для себя. Таким образом, в процессе игры взрослый выступает центром игровых действий. Детям нравится двойная функция взрослого, который их организовал и который с ними играет. Такое поведение должно преобладать и в дальнейшем.
 
3. Многократное повторение игр, это необходимое условие для нормального развития ребёнка. Можно менять темп или некоторую последовательность в игре, но обязательно повторять игры, так как все дети разные и усваивают всё по-разному. Систематически повторение даёт возможность детям лучше выполнять поставленные перед ними задания, дети начинают лучше разбираться в правилах и активнее включаются в игру.
 
4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) Этот материал дети должны наблюдать и иметь к нему доступ, только при проведении развивающих занятий. Чем реже его демонстрировать детям, тем более интересным этот материал будет для них.
 
5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа "Неверно, не так" или "Молодец, правильно" в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки.[3, с. 85-87] Эти главные принципы сформулировались практическим путём, и тут нужно подчеркнуть необходимость их соблюдения, что является залогом успешного общения с детьми.  
 
Таким образом, можно выделить 2 самых важных критерия: внутренне состояние (эмоциональное состояние ребёнка) и внешние поведенческие проявления (наличие интереса к предметному миру, положительное отношение к сверстникам и педагогам).Успешность адаптации проявляется в отсутствие психоэмоционального напряжения, тревоги, агрессии и в наличие стремления сопереживать, помогать, доверять и т.д.
 
Список используемой литературы
 
1. Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста. – М.:ТЦ Сфера, 2011.
 
2. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 68с.
 
3. Степаненкова З.И. Игры для самых маленьких: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 89с.
 
4. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - с. 3-12
 
5. Мирилова Т. Л. «Эмоциональное развитие ребенка». Волгоград - 2010 г


Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню