Эффективные методы работы в организации совместно-партнерской деятельности в группе компенсирующей направленности - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Эффективные методы работы в организации совместно-партнерской деятельности в группе компенсирующей направленности - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Эффективные методы работы в организации совместно-партнерской деятельности в группе компенсирующей направленности

Автор: , Категория: Консультации для педагогов ·
 
Андреева Алла Викторовна - воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности
 
 
МАДОУ детский сад №1 «Подснежник», Забайкальский край, Краснокаменский район город Краснокаменск
 
 

Эффективные методы работы в организации совместно-партнерской деятельности в группе компенсирующей направленности.
 
 
Становление речи – тонкий, психофизиологический процесс, который закладывается еще до рождения ребенка и зависит от многих факторов. От генетической программы, физиологического развития социальной среды и т.д. Правильная, хорошо сформированная  речь – очень важное условие готовности ребенка к школе.
 
Являясь воспитателями группы компенсирующей направленности, мы считаем развитие речи детей основной частью педагогической деятельности и стараемся уделять этому вопросу как можно больше внимания. Ведь известно, что развитие речи ведет к развитию всех форм детской деятельности. Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткое время.
 
Одним из приемов являются речевые игры. И поэтому мы особое внимание в своей работе с детьми  уделяем развитию речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения. Ведь каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но и формированию личности ребенка.
 
Основное внимание уделяется коррекционным вопросам, что не исключает выполнения общеобразовательных задач, предусмотренных программой детского сада. Однако соединение всех необходимых занятий не происходит механически. При составлении сетки занятий учитывается коррекционная значимость каждого вида занятий рекомендации программы детского сада, рекомендации программы коррекционного обучения, а также психофизиологические и возрастные особенности детей с общим недоразвитием речи.
 
Каждая неделя у нас посвящена определенной лексической теме.
 
Коррекционная работа по лексической теме проводится нами в течении всего дня: как в совместно-партнерской так и в непосредственно-образовательной деятельностях. В вечерние и утренние часы дети рассматривают книги по данной теме, иллюстрации, фотографии, подобранные воспитателем и учителем-логопедом.
 
Утро в детском саду у нас начинается с приветствия и рассказа ребенка о том, какое у него настроение. Для этого в нашей группе есть стенд «Мое настроение». Ребята с удовольствием делятся своими эмоциями. Это помогает с самого начала дня настроить ребенка на общение с взрослыми и сверстниками.
 
В течение всего дня каждый ребенок использует рабочий стенд «Поляна выбора»,  где они обозначают свой выбор деятельности, чем они хотят заняться в данный момент.
 
В подготовительной группе на артикуляционной гимнастике ребята сами проговаривают схему и последовательность выполнения упражнений. Это помогает закрепить правильное выполнение данных упражнений, а также развивает речь детей.
 
Во время умывания мы читаем говорилки:
 
«Ай, лады, лады, не боимся мы воды,
 
Чисто умываемся, всем улыбаемся».
 
На занятиях по лепке, рисованию, математике, развитию речи, в играх, в режимных моментах мы постоянно следим за речью детей, поправляем звукопроизношение в потоке речи.
 
Если говорить о прогулке, то надо помнить, что в группе компенсирующей направленности она должна быть каждодневной и длинной, так как на детей ложится большая нагрузка. На прогулке мы используем различные подвижные игры с речевым сопровождением. Для этого у нас разработана картотека прогулок по временам года.
 
Момент одевания на прогулку и раздевания мы используем для автоматизации звуков для совершенствования грамматического строя речи. Мы играем в речевые игры: «Эхо», «Назови какой» и другие.
 
Перед обедом у нас обязательное чтение художественных книг и их обсуждение.
 
Для гимнастики пробуждения у нас также разработана картотека согласно лексическим темам, где присутствует художественное слово.
 
Физкультминутки также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения на одном месте, поэтому им надо отвлечься и расслабиться.
 
«Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
 
Руки в стороны развел – ключик видно не нашел.
 
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать».
 
В вечерние коррекционные часы мы делаем с детьми задания учителя-логопеда: артикуляционная и дыхательная гимнастики, автоматизация и дифференциация звуков. Задания ориентированы на повторение и закрепление пройденного материала.
 
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них. Лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли неси без туфлев». Мы, используя небольшой перерыв в игре, подзываем к себе ребенка и предлагаем ему послушать правильный и неправильный вариант сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлев» или «без туфель»). А затем спрашиваем: «Как лучше сказать?». И только после этого просим повторить фразу.
 
Если ошибка встречается в обращении к взрослому, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать. Попробуй» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
 
Коррекционно-воспитательный процесс в нашей группе происходит в тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива, включающего в себя воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя по изо деятельности, инструктора по физическому воспитанию и на основе единства требований, предъявляемых детям.
 
Педагог по изобразительной деятельности принимает активное участие в координации коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности. Перед занятиями проводится предварительная работа с детьми в форме бесед, наблюдений, чтению стихов и рассказов. Также дети вовлекаются в  поисковую экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности при помощи различных технологий: арт-терапии, нетрадиционных методов рисования.
 
В непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию мы активно используем прием комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Например: «Что сейчас делаешь? Что будет следовать после этого? Как ты считаешь, какой цвет будет лучше сочетаться с красным?» и т.д.
 
С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонация и строй.
 
Совместно с музыкальным руководителем мы организуем и проводим музыкальные викторины, литературно-музыкальные утренники. Каждое музыкальное занятие начинается с пропевания приветствия:
 
«Здравствуйте, ручки….
 
Здравствуйте, ножки…».
 
На занятиях ребята изучают ритм декламацию, бумажный ансамбль, ансамбль различных нетрадиционных инструментов.
 
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре показали, что сочетание речи  и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребенка основным видам движения: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения.
 
На основе данных выводов мы с инструктором по физической культуре разработали картотеку подвижных игр, согласно лексическим темам используя нетрадиционное оборудование («Волшебный ковер», «Координационные лестницы и коридоры»).
 
Целью проведения такой работы является: развитие общей и мелкой моторики, пространственно ориентации, физиологического и речевого дыхания, координации речи с движением.
 
Инструктор по физической культуре с обучением плаванию в своей работе также использует нетрадиционные методы. Например, дети в бассейне с удовольствием занимаются Аква гримом. Такой метод помогает заинтересовать детей: разрисовывая друг друга, ребята рассказывают, почему они нарисовали именно этот рисунок.
 
Опыт использования данных технологий в течение всего дня показывает высокую степень их эффективности в роботе с детьми с общим недоразвитием речи. А также универсальность в комплексной работе по созданию единого коррекционно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации.
 
В работе с детьми группы компенсирующей направленности важно учитывать то, что они быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. В своей группе мы используем наглядные, дидактические материалы, которые соответствуют структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Нами накоплен и систематизирован практический материал для организации речевых игр и непосредственно-образовательной деятельности.
 
Для решения всех этих задач в нашей группе создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая совместную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Что способствует самореализации и самовыражению детей.
 
Совместно с ребятами мы сделали  рабочий стенд «Уголок питания», который помогает нам в работе по коррекции речи. Дежурные при помощи помощника воспитателя выбирают нужные картинки и выкладывают их на доске питания. А затем ребята рассказывают всем детям, что сегодня на завтрак или обед.
 
В конце каждого занятия мы используем рабочий стенд «Лестница успеха». Ребенок выбирает соответствующего человечка и сам ставит себе оценку, проговаривая, почему он оценил свою работу именно так.
 
Формирование правильной речи у ребенка дошкольного возраста – процесс не простой и требует от воспитателя не только предметной и методической, но и информационно-коммуникационной грамотности. Поэтому информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в практику нашей работы. Их использование позволяет усилить положительную мотивацию детей на усвоение нового материала, активизирует и познавательную и речевую активность дошкольников. В нашей группе закуплен телевизор, который мы используем для показа презентаций и видеороликов по лексическим темам.
 
Работа с детьми группы компенсирующей направленности требует усилий не только специалистов детского сада, но и родителей. Сотрудничество в совместной деятельности воспитателей и родителей осуществляется путем приобщения их к педагогическому процессу.
 
В данном направлении мы используем разнообразные формы: как традиционные, так и нетрадиционные.  Это совместные досуги и праздники, открытые просмотры. Родители вместе с детьми активно участвуют в  дистанционном обучении (им очень понравилась данная форма работы). На нашем лестничном пролете организована «Картинная галерея». Где все могут посмотреть работы детей, выполненные нетрадиционными методами (ниткография, пластилинография, скорлупная аппликация).
 
В нашей группе имеется планшет для родителей. Каждое утро для родителей прокручиваются социальные ролики по определенным темам: пожарная безопасность; антитеррор; высказывания детей о том, какая у них мама; что такое дружба.
 
Используя все выше сказанные методы, мы в течение всего дня помогаем формировать у детей те навыки, которые помогут ребенку социализироваться. Пойти в школу подготовленными к новой, интересной и полезной к восприятию информации,  с чистой и грамматически правильно оформленной речью.
 
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие воспитатель – специалист – родитель значительно повышает эффективность коррекционной работы по   развитию речи детей с общим недоразвитием речи, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы, получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.
 
 
Литература:
 
 
     
  1. Нищева Н. В.      Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей      с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016;
  2.  
  3. Нищева Н. В.      Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей      направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая      программа учителя-логопеда. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015;
  4.  
  5. Сыпченко Е.А.      Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – Спб.: ООО      «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012;
  6.  
  7. Фадеева Ю.А., Жилина      И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР – М.: ТЦ «Сфера»,      2012.
 


Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017-2023. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню