Автор: Анисимова Людмила Викторовна, воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида №10 «Малышок» посёлка Псебай.
Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы
Тема: «Удивительный камень - гипс!».
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.
Программные задачи:
Способствовать формированию представлений детей о камне, как части неживой природы, об их роли в жизни человека; выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать, делать элементарные выводы.
Развивать познавательную активность в процессе познавательно-экспериментальной деятельности. Развивать исследовательский интерес, любознательность.
Активизировать речь и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней. Способствовать развитию диалогической речи. Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.
Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, камни различных пород, формы для заливания, гипсовая мука, вода, одноразовые стаканчики и палочки, фартуки, гуашь, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: ведение экспериментально-исследовательской деятельности в живой и неживой природе.
Ход игровой образовательной ситуации
Приветствие.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
–Доброе утро!!!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам с необычной сумкой (показываю рюкзак), но не знаю, как она называется. Может вы сможете мне помочь? (ответы детей).
- Молодцы, я с вами полностью согласна – это рюкзак.
-Ребята, рюкзак такой тяжелый, я даже не предполагаю, что там лежит? Хотите узнать?
Воспитатель: В рюкзак руку опусти и мешочек ты возьми,
Мешок не открываем, а на ощупь определяем,
Что в мешочке том лежит.
Вопросы детям: Дима, как ты думаешь, что находится в твоем мешочке?
-А как думает Маша?
-Еще какие-то версии есть? (у кого другая версия?)
Воспитатель: Сейчас уточним наши предположения (открываем мешочки).
-Достали камни, мешочки сложим в рюкзак.
-Да, это действительно камни! (рассматривают)
Вопросы детям: Ребята, а не хотите ли вы передать свои ощущения.
Что чувствует Саша? А какие ощущения у Маши, если она приложит камень к щеке?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сильно сжать камень в руке и передать свои впечатления (ответы детей).
У кого-то другое мнение?
Воспитатель: А кто знает, как по-другому называют камни (ответы детей).
Воспитатель: Все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (ответы детей). Да, вы правы, «полезные», потому что они приносят пользу людям.
Воспитатель: Ребята, а какую же пользу приносят камни людям?
Вопросы детям: Как думает Саша? А какая версия у Толи?
-А почему ископаемые? (ответы детей).
Воспитатель: Верно, ископаемые, потому, что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни.
Физкультминутка.
Камень лежит у дороги (ходьба на месте),
Сядем и вытянем ноги (сесть, положить камень перед собой),
Дружно хлопаем в ладоши (хлопки в ладоши),
Катим камень по дорожке (перекатывание камня).
Камень в руки мы берем
И на стол его кладем.
(Дети садятся вокруг стола).
Воспитатель: Ребята, а камни все одинаковые или отличаются друг от друга? (ответы детей).
Вопросы детям: Как думает Петя? А как думает Катя? Выскажи свои предположения Саша.
Воспитатель Сегодня мы с вами познакомимся с камнем, который очень полезен для людей.
(Идет Гном и поет песенку)
По горам я хожу,
Камни важные ищу.
Ура, ура! Нашел!
Этот камень не простой,
Гипс полезный, дорогой.
Есть такой же и у вас!
Познакомьтесь с ним сейчас.
Воспитатель: Ребята, я уверена, что для вас найти гипсовый камень не проблема (дети ищут гипсовые камни среди камней на столе).
-Молодцы, справились с задачей!
-Ребята, а вы хотите все узнать об этом камне? 1-2-3-4-5 Будем вместе узнавать!
-Мостовской район богат большими залежами гипса, который добывают в карьерах с помощью различной техники.
-Ребята, а как вы думаете, где используют гипсовый камень?
Может кто-то выскажет свое предположение? (ответы детей).
-А кто думает иначе? Предложите новые версии (ответы детей).
-Я считаю, что ваши предположения верны. Гипс незаменимый помощник человека - в медицине; - в строительстве; - в искусстве.
Воспитатель: На большом заводе в посёлке Псебай Краснодарского края из гипсового камня делают строительный гипс. Работники завода передали вам его. С помощью гипса и воды можно творить настоящие чудеса. Предлагаю вам стать волшебниками.
-Улыбнись, покружись
и волшебников превратись,
в мастерской очутись!
Воспитатель: Ребята, чтобы приступить к работе, нужно фартуки одеть.
-На память о нашей встрече я предлагаю из гипсовой муки сделать различные фигурки зверей.
Вопросы детям: Ребята, как гипсовую муку превратить в жидкую смесь? (ответы детей)
-Я полностью согласна с вашей версией. (Дети заливают фигурки животных из набора для изготовления и росписи барельефов из гипса).
Воспитатель: Поработали от души! Все ребята были очень активны!
-Я восхищена вашими знаниями о камнях, а все работы из гипса получились превосходные.
Воспитатель: Уважаемые знатоки гипсового камня, я с уверенностью могу вас всех так назвать, что нового и интересного вы сможете рассказать о гипсовом камне друзьям, родителям и воспитателям?
Вопросы детям: - Что расскажет Дима друзьям?
- Чем поделится Маша со своими родителями?
- О чем расскажет Петя своим воспитателям?
Воспитатель: Ваши работы настоящие шедевры, но над ними еще нужно поработать. Гипсовые фигуры должны просохнуть в течение одних суток и тогда они готовы к росписи. А завтра мы с вами завершим работу, гуашью распишем фигуры.
Воспитатель: Я очень рада нашей сегодняшней плодотворной работе. До свидания!