Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста

Автор: , Категория: Статьи ·
Автор: Иванова Евгения Александровна, методист.

Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста

По мнению специалистов, ребенок, появившийся на свет, уже обладает способностью изучать мир через объекты и предметы окружающей действительности. Но для полноценного развития малыша одних природных способностей не хватает. Поэтому очень важным моментом является то, чтобы родители приложили максимум усилий для того, чтобы ребенок, через все органы чувств получал весь спектр впечатлений, посредством которого будет происходить его психофизическое развитие.

Главной целью сенсорного воспитания служит постепенное знакомство с миром сенсорики. Один ребенок не сможет справиться с таким потоком информации. Поэтому ему должны помочь родители, так как без их помощи полученные сведения могут оказаться ошибочными.

Развитие сенсорных эталонов является плацдармом для интеллектуального развития ребенка, а также это способ развития у него представлений, ощущений и восприятия. Ранний возраст наиболее подходит для накопления и систематизации знаний об окружающей действительности через органы чувств.

Специалистами выделяются следующие виды сенсорных ощущений:

  • визуальные;
  • обонятельные;
  • осязательные;
  • вкусовые;
  • слуховые.

В соответствии с этими видами у ребенка формируются такие понятия, как размер, цвет, форма, вкус, запах, звук.

При сенсорном воспитании важно учитывать возрастные особенности ребенка. В норме ребенок до шести месяцев лишь наблюдает за перемещением предметов, хватает и проявляет заинтересованность к игрушкам. И лишь через некоторое время начинает интересоваться вкусами и запахами. В возрасте от  одного года до трех лет малыш начинает собирать информацию о вещах окружающего мира. В этом возрасте начинает формироваться понятия формы, размера, цвета, запаха и вкуса.

Так, для детей раннего возраста сенсорными эталонами следует считать: геометрические фигуры (прямоугольник, овал, квадрат, треугольник, круг); основные цвета спектра; ноты, звуки родной речи, величина; четыре вкуса: горький, кислый, соленый, сладкий; температура: холодно, тепло); запахи (горький, сладкий, легкий, тяжелый).

Чем старше становиться ребенок, тем больше навыков от него требуется. Так, для детей от полутора до двух лет требования по сенсорным эталонам повышаются и становятся следующими:

  • понимает и может назвать 3-4 цвета и подбирает по просьбе;
  • ориентируется в размерах предметов, манипулирует матрешкой из 3 составных частей;
  • может разобрать и собрать пирамидку из 4-6 колец;
  • соотносит конфигурацию плоских фигур с объемными;
  • владеет навыками рисования: проводит горизонтальные, вертикальные, длинные и короткие линии.

В возрасте от 2 до 4 лет ребенок может:

  • назвать 6 цветов и подбирает по образцу;
  • ориентируется в контрастных величинах;
  • собирает цветную пирамидку из 6-8 колец;
  • способен собрать целый предмет, состоящий из четырех частей;
  • умеет различать плоские фигуры по очертанию и объемные по форме;
  • рисует в рамках листа длинные и короткие линии.

Учеными доказано, что воспитание сенсорных эталонов положительно влияет на интеллектуальное и умственное развитие ребенка. Поэтому чем раньше приучать его к сенсорной культуре, тем выше будут его способности. Но существует одно неопровержимое правило, а именно: нельзя приучать малыша совершенствоваться насильно, только в доступной для него ненавязчивой форме – в форме игры. Самым хорошим возрастом для развития сенсорных навыков является год, когда малыш начинает максимально интересоваться окружающей действительностью. Обязательным условием является то, что игра не должна утомлять, достаточно будет пятнадцати минут, чтобы ребенок почерпнул что-то полезное и перешел к следующему этапу сенсорного воспитания.



Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню