Как научить ребенка читать - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Как научить ребенка читать

Автор: , Категория: Статьи ·
Tags: обучениечтение
Автор: Новоселова Марина Андреевна, педагог-психолог.

Как научить ребенка читать

На сегодняшний день существует не малое количество систем и методик, помогающих родителям самостоятельно дома научить ребенка читать. Однако все упирается в детали - родители просто не в курсе что конкретно нужно делать, например, какой возраст больше подходит для обучения навыкам чтения и какую систему выбрать. Попытаемся рассмотреть все по порядку.

 
В каком возрасте лучше начать учиться

 
Обычно мы не задумываемся над тем фактом, что процесс чтения является достаточно сложным, включающим в себя как заучивание звуков и букв, умение формировать из них слоги, так и воспроизводить целые предложения.

Суть обучения чтению - осознанное восприятие и воспроизведение текста ребенком.

Как следствие, ответ на вопрос о том, когда лучше учить малыша читать - «Чем раньше, тем лучше» - нельзя признать верным. Специалисты-неврологи утверждают, что слишком раннее обучение чтению ребенка в отдельных случаях может даже навредить. Мозг и нервная система развиваются по мере роста малыша. Если попытаться принудительно повлиять на отделы нервной системы ребенка, которые еще физиологически не подготовлены для того, чтобы полностью функционировать, то может увеличиться вероятность появления неврозов, бессонницы и иных психологических проблем.

Родители могут самостоятельно определить готовность ребенка к чтению:

  • У ребенка речь полностью сформирована и развита. Малыш не только разговаривает, используя сложные предложения, но еще он в состоянии самостоятельно составить небольшой рассказ связный по смыслу.
  • Полное развитие фонематического слуха. Ребенок легко может самостоятельно определить какой звук в начале, какой в конце и какой в середине слова.
  • У ребенка сформировалось фонетически правильное произношение, отсутствуют нарушения мелодики и ритма речи, нет других логопедических проблем.
  • Пространственная ориентация ребенка полностью сформирована.

 
Какие существуют методики раннего обучения чтению

В настоящее время разработано много методов, помогающих детям научиться читать. Рассмотрим наиболее действенные из них детально:
Методика Зайцева в раннем обучении чтению успешно применяется уже больше 20 лет. Суть ее заключается в том, что ребенок должен изучать сразу склады, а не буквы и звуки. Данный метод позволяют освоить ребенку именно фонетический состав языка. Статичные кубики Зайцева, как дидактический материал, включает в себя 12 разных групп. Кубики могут быть разных цветов - деревянные, металлические, золотые. Внутри кубиков находится разный наполнитель. Играя, малыш учится различать глухие, мягкие, твердые, а также  гласные и согласные звуки. Также в набор дидактического материала включаются специальные таблицы, размещать которые следует на стене, немногим выше роста ребенка. Кроме того в набор включаются аудиозаписи.

В процессе обучения родители должны петь склады, а не проговаривать.

Согласно методике этот прием называется «попевки». Таблицы используются для более активного запоминания материала. Систематические занятия - основа успеха! В результате ребенок может легко запомнить до 246 различных складов.

Ввиду особого строения нервной системы, методика Зайцева наиболее актуальна левшей, а также для детей с эмоциональными нарушениями. "Леворукие" малыши легко и быстро воспринимают склад, а затем и слово целиком. Следует заметить, что скорость обучения малыша на прямую зависит от возраста. Оптимальный возрасст начала обучения - от 3-х лет. В таком случае ребенку для успешного обучения чтению понадобится около 6 месяцев. Занятия с ребенком следует проводить от 2 до 4 раз в неделю. Рекомендуется длительность каждого занятия варьировать в пределах от 20 до 30 минут.

Специалисты отмечают в методике Зайцева как положительные, так и отрицательные моменты. К несомненным позитивным сторонам методики относятся:

  • малыш в форме игры легко запоминает склады - сочетания букв, и, в дальнейшем, за счет зрительной памяти, будет прочитывать их не задумываясь;
  • на кубиках изображаются верные буквосочетания, что способствует тому, что в дальнейшем у ребенка не возникнет проблем с правописнием;
  • отсутствует строгая привязка системы в возрасту обучаемого;
  • не маловажным фактором является то, что малыш может самостоятельно играть с кубиками, что, в сою очередь, способствует запоминанию складов;
  • кубики Зайцева также положительно влияют на развитие мелкой моторики пальцев.

К негативным последствиям методики Зайцева следует отнести следующие факторы:

  • малыш, который научился читать по методике Зайцева, часто "проглатывает" окончания слов, возникает трудность в понимании из чего состоит слово, потому, что в процессе обучения буквы не изучались - сразу склады;
  • трудности в начальной школе с разбором слов на звуки, вследствие того, что в описанной методике звуки выделяются другими цветами;
  • высокая стоимость пособий и дидактического материала.

Методика Глена Домана

Данная методика американского происхождения. Сутью ее является то, что ребенку не требуется запоминать склады или звуки, малыш "на автомате" запоминает слова целиком. Для работы с ребенком по этой методике применяются специальные карточки с изображением слов и предложений. Малышу показывается определенная карточка в течение 20 секунд, одновременно родитель, занимающийся с ребенком громко и отчетливо произносит значение карточки. Как и в ранее описанной методике заниматься по методике Глена Домана следует регулярно, увеличивая время занятий постепенно. Первоначальную длительность занятия рекомендуется установить в интервале от 5 до 10 минут, постепенно увеличивая время до 30 минут. Заниматься следует не реже, чем 3 раза в неделю, постепенно переходя на ежидневный режим заняятий. Вместе с тем не следует слишком усердствовать и форсировать увеличение времени занятия. Малыш должен успевать освоить пройденный материал до того как будет изучаться новый. Кроме выработки навыка чтения, при использовании данной методики занятий, у ребенка развивается фотографическая память, улучшается способность к длительной концентрации, на определенных предметах. К положительным сторонам описанной методики следует отнести:

  • возможность использования с самого рождения;
  • не требуется каких-либо специальных навыков, и любой родитель сможет организовать занятия самостоятельно;
  • дидактический материал делается фактически из подручных материалов;
  • вследствие разнообразия тематик применяемых карточек малыш получает большой кругозор с самого рождения.
  • Специалисты-педагоги к отрицательным сторонам методики относят следующие:
  • в ходе занятий от ребенка не требуется проявления активности, он выступает в роли пассивного участника;
  • старше трехлетнего возраста методика имеет значительно более худшие результаты по сравнению с обучением с рождения.

Обучение правильному чтению по системе Павла Тюленева «Мир»

На сегодняшний день, каждый родитель находится в поисках наиболее эффективной методики для обучения чтению своего малыша. Выбирая методику, наиболее актуальной становится книга педагога Павла Тюленева "Читать раньше, чем ходить". Этот педагог уверен, что ребенок сможет складывать буквы в слова уже к первому году жизни, а бегло читать уже к двум. Но чтобы результат был именно таким, необходимо заниматься с ребенком прямо с первых дней его жизни, демонстрируя малышу карточки с изображением букв и громко их озвучивая.

В первые четыре месяца жизни мозг ребенка активно воспринимает любые изображения. Очень важно заниматься с малышом конкретно в этом возрасте.

Букварь – классический способ

Привычный всем нам способ, именно он используется практически во всех школьных учебных заведениях. Основной принцип методики - ребенок учится соединять в слоги отдельные звуки, а полученные слоги – в слова. В процессе обучения малышу даются предложения на различные сочетания гласных звуков с согласными и наоборот. Главным условием является то, что в приобретенном родителями букваре, не должны быть сначала представлены буквы алфавита, а только после рассмотрения и изучения всех букв - информация о их соединении. Необходимо приобрести такой букварь, в котором процесс изучения букв и складывание их в слоги идут параллельно. Ведь ребенок активно учится читать и осознавать основы чтения, только через многочисленное складывание.

Многие мамы и папы, пересмотрев и опробовав большое количество инновационных методик, все равно возвращаются к традиционной системе обучения. Безусловно, эта система не является легкодоступной, но, однозначно, она дает ребенку самостоятельно апробировать полученную информацию, сложить слоги, прочитать первые слова, и предложения.

Самый легкий способ научиться читать

Предлагаем вам самый простой метод научить малыша читать. Этот метод включает в себя несколько этапов:
На начальном этапе изучаются только гласные буквы. С этой целью необходимо подготовить определенный дидактический материал: 10 кружков из красной бумаги диаметром 10 сантиметров. На них необходимо написать все гласные буквы. Цвет выбирается не случайно - гласные звуки в звуковых схемах обозначаются красной точкой. Нужно познакомить ребенка с каждым гласным звуком - показывая ребенку кружочек с гласным звуком, пропойте вместе с ним его название. Для лучшего усвоения кружки с гласными звуками расклеиваются по квартире в разных местах. Когда малыш подходит к месту где приклеен кружочек с гласным звуком он должен его пропеть. Периодически - 2-3 раза в неделю расположение кружочков в квартире нужно менять.

Когда ребенок запомнил все пропевки правильно можно переходить к следующему этапу.

Далее, с ребенком можно поиграть в "прятки" с гласными буквами. Для этого нужно написать на большом листе бумаге крупным шрифтом текст в котором содержатся изученные буквы. Вы называете гласную букву, а малыш должен найти названную букву в тексте. Благодаря этому упражнению ребенок учится находить в тексте изученную букву не смотря на ее цвет и размер.
Когда гласные звуки полностью ребенком выучены, следует постепенно переходить к процессу сложения букв в слоги. Делать это лучше следующим образом:
Сегодня мы знакомимся с буквой "М". Следует учесть, что для ребенка информация о том является ли звук мягким или твердым значения не имеет. В первую очередь следует обратить внимание малыша на ее особенное графическое изображение. Нужно придумать с каким предметом может ассоциироваться буква. Так в голове малыша отразится четкий образ изучаемой буквы.

Затем подставляем букву "М" к уже подготовленным гласными буквами на красных кружочках и читаем вместе с ребенком образовавшийся слог. Полученные слоги можно пропеть, произнести с разной интонацией, чтобы ребенок усвоил принцип образования слогов. Занятие необходимо проводить в форме игры, по времени оно не должно превышать 10-15 минут.

По освоении ребенком двух-трех согласных звуков можно попробывать научиться составлять первые слова - из трех-четырех букв ("нос", "сок", "сон" и т.д.). С этой целью подготавливаются карточки со слогами.

Основные правила, ведущие к успеху

  • Обучение чтению должно сопровождаться соблюдением некоторых правил:
  • Для ребенка основной формой познания мира является игра. Не следует  об этом забывать. Все занятия с ребенком должны проводиться в игровой форме.
  • Пособия и разнообразный увлекательный дидактический материал помогут поддержать интерес малыша к занятиям.
  • Последовательность и постепенность - этими принципами следует руководствоваться, они дают самый лучший эффект.
  • Ребенок в этом возрасте не способен вынести длинных объяснений, поэтому инструкции должны быть емкими, четкими, и, главное, короткими.
  • Обучаться чтению можно начинать только если отсутствуют дефекты звукопроизношения.
  • В структуру занятия нужно включать активные двигательные фазы - физкультминутки (пальчиковую гимнастику и т.п.).
  • Если у малыша не сразу получается выполнять задания - будьте терпеливы.
  • Не следует сравнивать успехи или неудачи своего малыша с результатами других детей - у всех разный темп приобретения новых навыков.
  • Если у Вас плохое настроение, лучше отложить занятие. В процессе занятия ребенку передается негатив родителя, который ребенок может в последствии перенести на сам процесс обучения чтению.

Процесс обучения чтению - длительный процесс, у ребенка формируется свой темп познания, его не следует форсировать. Следует помнить, что ориентироваться нужно не на модные методики обучения, потому как волшебных методов мгновенного обучения не существует. Родители в первую очередь должны ориентироваться на индивидуальные особенности развития у малыша мышления, памяти и внимания.


Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню