Авторы:
Макарова Людмила Андреевна, воспитатель,
Рытова Екатерина Владимировна, воспитатель.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 муниципального образования Каневской район
«Не было бы Победы без них. Собака – друг человека»
Цель: познакомить дошкольников с собаками – четвероногими помощниками в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи:
Образовательные: определить и выявить первоначальные знания о собаках, как участниках Великой Отечественной Войны;
Развивающие: развивать навыки диалоговой речи, внимание, понимание, умение слышать, сопереживать.
Воспитательные: привить любовь и сострадание к животным-собакам, желание оберегать и заботиться о животных.
Оборудование: Мультимедийная установка, магнитофон с аудиозаписями.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скоро в нашей стране будет проходить очень важный, красивый и большой праздник. Давайте, я загадаю вам загадку, а вы попробуете отгадать, как он называется.
Воспитатель загадывает загадку.
Идет парад, гремит салют,
Звучат оркестры там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный День…
Дети: Победы!
Воспитатель: Дети, 72 года назад закончилась Великая Отечественная Война. Выиграть эту войну русским солдатам пришлось с большим трудом, большими потерями. Все, кто мог, помогали наши солдатам бороться с врагом: и женщины, и дети, и животные. Помните ли вы, ребята, какие животные помогали людям на войне?
Дети: Кони, собаки, голуби.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами об огромной помощи собак на войне, которые были самыми верными помощниками людей. Собака – друг человека. Ребята, давайте вспомним: почему их называют друзьями.
Дети: Собаки верные, помогают, никогда не бросят человека в беде одного.
Воспитатель: Давайте споем песенку про дружбу.
Включает фонограмму с песенкой «Дружба крепкая не сломается». Дети с воспитателем поют.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как называли собак, которых обвешивали взрывчаткой, для того, чтобы они подкладывали под бронированные машины взрывчатку? Раньше взрыв мины убивал собаку, но позже придумали мины, которые отцеплялись, и собака успевала убежать.
Дети: Собаки-истребители танков
Воспитатель: Также на войне были такие собаки, которые подрывали железнодорожные составы и мосты. К спине этих собак прикрепляли разъемный боевой вьюк. Как называли этих собак?
Дети: Диверсионные собаки
Воспитатель: Таких собак солдаты между собой называли «живой техникой», потому что животным часто приходилось умирать при выполнении заданий. Давайте послушаем стих, который нам приготовили ребята, про наших отважных друзей.
1-й ребенок:
Наш мирный труд нарушили фашисты,
И весь народ наш выступил на бой.
Пошла пехота ,летчики ,танкисты
И мы со своею" техникой "живой.
2-й ребенок:
Мы связь даем и танки подрываем,
И не страшны нам минные поля.
Мы на упряжках раненых спасаем,
Снарядами снабжаем мы войска.
3-й ребенок:
И подлый враг пускай не забывает,
Что мы в боях сражаемся за двух,
Что никогда в бою не изменяет
Бойцу его четвероногий друг.
Воспитатель: Дети, а что делали собаки-минеры?
Дети: Искали мины.
Воспитатели: Собаки спасли много жизней, но для того, чтобы их научить этому, люди их дрессировали. И, конечно же, не обходилось без зарядки. Давайте, посмотрим и вместе попробуем сделать похожую разминку.
Физминутка:
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
Воспитатель: Верные друзья людей – собаки, спасали многие жизни. Когда раненым нужна была срочная медицинская помощь, прибегали собаки-санитары. Они подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Ждали терпеливо, когда солдат перевяжет свою рану, и только после этого направлялись к другому раненому. Они не ошибались и знали, где живой, без сознания, солдат, а где уже мертвый. И когда надо было привести в чувства солдата, они лизали ему лицо и раненый приходил в себя. Вот такие маленькие герои! Бывали и случаи того, что приходилось лечить и собак. Их тоже отвозили в ветеринарные лечебницы.
Дети, давайте и мы попробуем помочь раненым собакам-друзьям.
Воспитатель предлагает поиграть в сюжетно-ролевую «Ветлечебница».
Воспитатель: Дети, скажите, а каких собак называли связистами? Что они делали?
Дети: Доставляли военные донесения, важные бумаги.
Воспитатель: Как еще собаки помогали людям на войне?
Дети: сидели в засаде (сторожевые собаки), обнаруживали врага, перевозили раненых, продукты (ездовые собаки), помогали разведчикам, могли быстро почуять врага.
Воспитатель: Как вы думаете, дети, что помогало собакам находить врага, передавать письма, находить мины?
Дети: быстрота, хороший нюх, выдержка, смелость, отвага, тренировки.
Воспитатель предлагает подвижную игру «Лохматый пес».
По окончании занятия педагог подводит итог. Задает вопросы детям: Какие домашние животные настоящие друзья человеку и как они помогали ему на войне?
После подведения итогов, педагог оценивает труд собак и вместе с детьми говорят о великой пользе и настоящей дружбе этих животных. Включают песню «Мир вам люди всей земли».