Детерминанты эмоционального благополучия дошкольников - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Детерминанты эмоционального благополучия дошкольников

Автор: , Категория: Статьи ·
Tags: Детерминантыэмоциональноеблагополучиедошкольник
Автор: Дворникова Мария Юрьевна, педагог-психолог.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение городского округа Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство», структурное подразделение «Детский сад комбинированной вида «Золотая рыбка»
 
 
Детерминанты эмоционального благополучия дошкольников
 
Дошкольный возраст – это период формирования личности ребёнка, появления у него сравнительно устойчивых потребностей и чувств. Из психологических особенностей развития детей дошкольного возраста, социальной ситуации развития, возникших новообразований вытекает одно из важнейших условий нормального развития ребёнка дошкольного возраста – достижение эмоционального благополучия. Ребёнок психологически выходит за рамки семьи, его мир уже неразрывно связан с другими людьми. Именно в этом возрасте у детей возникает потребность в общении, признании окружающих, желание заслужить похвалу. И от того, насколько удовлетворены эти потребности и эмоционально благополучно проживает ребёнок период дошкольного детства, зависит его дальнейшее развитие.
 
В дошкольном возрасте начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется эмоциональное поведение ребенка. Именно поэтому так важно изучить особенности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. Изучением проблемы эмоционального благополучия дошкольников занимались такие учёные как Е.П. Арнаутова, К.А. Вологдина, И.Ю. Ильина, И.Б. Куркина, Е. Коротаева, А.Д. Кошелева, Т.К. Марченко, В.И. Перегуда, Г.А. Свердлова, А.Е. Терентьев, И.В. Фрайфельд, Е.Г. Юдина и др.
 
Таким образом, налицо противоречие между потребностью современной практики использовать детерминанты эмоционального благополучия и их недостаточная проработанность в имеющихся психолого-педагогических исследованиях определило проблему, решение которой составляет цель исследования.
 
Объектом работы является эмоциональное благополучие. Предметом - детерминанты эмоционального благополучия дошкольников.
 
Цель данной работы: выявить детерминанты эмоционального благополучия дошкольников.
 
Поставлены следующие задачи:
 
1. Провести теоретический анализ проблемы эмоционального благополучия личности в трудах зарубежных и отечественных педагогов и психологов.
 
2. Рассмотреть проблему эмоционального благополучия дошкольников.
 
3. Эмпирическим путём выявить детерминанты эмоционального благополучия дошкольников.
 
4. Определить факторную структуру эмоционального благополучия дошкольника.
 
На основании цели, объекта и предмета сформулировали следующую гипотезу: эмоциональное благополучие ребёнка дошкольного возраста детерминирует самооценку, развитые коммуникативные навыки, благополучное семейное воспитание и сформированные способы взаимодействия со сверстниками.
 
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
 
1) обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы);
 
2) психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики):
 
· методика диагностики эмоционального благополучия Т.С. Воробьёвой [4, с. 46-48];
 
· графическая техника «Кактус» [8; 12, с. 125-126];
 
· методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет М.И. Лисиной [7];
 
· диагностика способностей детей к партнёрскому диалогу А.М. Щетининой [13, с. 51];
 
· социометрическая методика «2 домика» Т.Д. Марцинковской;
 
· опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (ОДРЭВ).
 
3) математико-статистические методы (факторный анализ).
 
Методологической основой исследования являются положения о факторах благополучия (М. Аргайл, С.А. Водяха, Н.В. Дмитриева, К. Рифф, В.А. Труфакин), его компонентах (К. Рифф), составляющих (Ю.В. Бессонова). Через призму образовательного процесса эмоциональное благополучие рассматривали: Л.И. Божович, Л.С. Выготкий, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и многие другие. Эмоциональное благополучие определяли Е.П. Арнаутова, И.Ю. Ильина, А.Д. Кошелева, И.Б. Куркина, Т.К. Марченко, В.И. Перегуда, Г.А. Свердлова, И.В. Фрайфельд и др. Е.Г. Юдина выделила схему оценки эмоционального состояния, И.В. Фрайфельд – показатели и уровни эмоционального благополучия дошкольника. Мы опирались на выявленные детерминанты эмоционального благополучия и неблагополучия такими исследователями, как К.А. Вологдина, А.А. Захаров, А.Д. Кошелева, И.Н. Олина, Н.Ю. Сергеева, Е.Г. Юдина и др.
 
Теоретическая значимость исследования детерминант эмоционального благополучия дошкольника вносит вклад в такой мало изученный феномен, как эмоциональное благополучие ребёнка дошкольного возраста. Реализована попытка обобщения имеющегося теоретического материала по проблемам эмоционального благополучия личности в трудах зарубежных и отечественных педагогов и психологов в целом, а также дошкольников в частности. Описаны составляющие, компоненты, содержательные характеристики, факторы, уровни и детерминанты эмоционального благополучия.
 
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно учитывать в практике психологического консультирования, психодиагностике, групповой и индивидуальной работе с детьми, родителями, педагогами. Также могут быть использованы в своей работе психологами, педагогами для создания и реализации программ психокоррекционных и развивающих тренингов, разработки комплекса рекомендаций для родителей.
 
В данном исследовании эмоциональное благополучие рассматривается как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие личности, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. [5, с. 66] Среди компонентов психологического благополучия выделяются: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, целеустремлённость и личностный рост. [2, с. 31; 3, с. 333; 5, с. 66; 14] К факторам, влияющим на эмоциональное благополучие, относятся следующие: культурные; социально-психологические (потеря устойчивого положения в обществе, снижение самооценки, рост психологической напряжённости в семье, социальная среда, аффективная сторона оценочного процесса, аффективная антиципация, жизненные цели, саморегуляция); физические (генетическое воздействие); экономические (финансовое положение); духовные.
 
Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста - это благоприятное нервно-психическое состояние ребёнка, проявляющееся в хорошей и быстрой адаптации, адекватности поведения ребенка окружающим условиям и событиям, социально-приемлемых способах самоутверждения и самовыражения, положительном эмоциональном фоне, оптимистическом настрое, способности к эмоциональному сопереживанию, доброжелательном отношении к другим людям, равномерном и своевременном развитии психических процессов (И.Б. Куркина и Т.К. Марченко). [6; 10, с. 10; 11, с. 61]
 
В качестве детерминант эмоционального благополучия дошкольника рассмотрены следующие:
 
1. Индивидуально-личностные характеристики ребёнка: самооценка; развитые коммуникативные навыки.
 
2. Социально-психологические: благополучное семейное воспитание; сформированные способы взаимодействия со сверстниками.
 
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста 6-7 лет, воспитанники Муниципального казённого ДОУ ГО Заречный «Детский сад «Дюймовочка». Количество участников составляет 21 человек: 11 девочек и 10 мальчиков.
 
Анализ данных по методике диагностики эмоционального благополучия Т.С. Воробьёвой позволил выделить группу эмоционально благополучных детей в количестве 21 испытуемого. Далее на них проводили остальные методики.
 
Анализ результатов по методикам показал следующие особенности эмоционального благополучия дошкольников: стремление к лидерству и домашней защите, интровертированность; ситуативно-деловое общение; умение спокойно и терпеливо слушать партнёра, легко договариваться и экспрессивно пристраиваться к партнёру. Им свойственен средней уровень развития способности к партнёрскому диалогу, низкий уровень сплочённости в группе, высокий уровень благополучия взаимоотношений.
 
Родители лучше всего способны сопереживать, воспринимать состояние ребёнка и понимать причины его состояния, т.е. блок чувствительности имеет только высокие показатели. В детско-родительских отношениях испытуемых преобладает эмоциональный фон взаимодействия, родитель относится к себе как к родителю в полной мере, принимает ребёнка при любых обстоятельствах и условиях (безусловное принятие), у него возникает множество чувств во взаимодействии с ребёнком, т.е. блок эмоционального принятия имеет также лишь высокие значения. Родители стремятся к телесному контакту, оказывают эмоциональную поддержку и ориентируются на состояние ребёнка при построении взаимодействия; эти показатели развиты выше среднего. Но родители обладают недостаточными знаниями и умениями, чтобы воздействовать на состояние своего ребёнка. В целом, блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия развит достаточно хорошо.
 
Обобщая результаты исследования детерминант эмоционального благополучия дошкольников с помощью факторного анализа, можно выделить следующие особенности. Родители играют ведущую роль в развитии эмоционального благополучия дошкольников. Благополучное семейное воспитание в большей степени детерминируются способностью родителей воспринимать и воздействовать на состояние ребёнка, эмоциональным фоном взаимодействия, безусловным принятием, положительными чувствами, оказанием эмоциональной поддержки, пониманием причин состояния своих детей, отношением к себе как к родителю. Общение со взрослыми и сверстниками также является важным условием эмоционального благополучия дошкольников. Детям свойственно внеситуативно-личностное общение, у них развиты коммуникативные навыки и сформированы способы взаимодействия со сверстниками. Факторный анализ также показал, что для эмоционального благополучия дошкольников 6-7 лет необходимы благоприятная обстановка и уверенность в себе, адекватная самооценка. Итак, гипотеза подтвердилась.
 
Список литературы:
 
1. Андреева М.Ю. Эмоциональное благополучие в образовательном процессе. // Инновационные процессы в системе дополнительного образования [Текст]: материалы I заочной научно-практической конференции «Инновационные процессы в системе дополнительного образования» / МАОУ ДОД ДДТ «Химмашевец» - Екатеринбург, 2015. – 170 с. – С. 49-55.
 
2. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия. // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве [Текст] : сб. статей / Составитель: Ю.В. Братчикова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – 146 с. – С. 30-35.
 
3. Бефани А.А. Эмоциональный компонент психологического благополучия личности: эвдемонистический подход. // Вестник Одесского национального университета. Психология. Т.17, вып. 8 (20). Издательство «Астропринт». - 2012.-С. 332-340.
 
4. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с.
 
5. Вологдина К.А. Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия в современной психологии. // Непрерывное образование: актуальное состояние, проблемы и перспективы [Текст] : сб. статей / Под ред. Ю.В. Братчиковой. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013 – 184 с. – С. 63-68.
 
6. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
 
7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., «Педагогика», 2000.
 
8. Преображенская Н. Тесты для вас и ваших детей. Ваши творческие способности. Занимательные упражнения в самопознании. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
 
9. Устинова Н.А. Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребёнка в семье. // Актуальные проблемы психологии личности: Сб. науч. тр. Вып. 3 / Урал. гос. пед. ун-т; Отв. ред. Н.Н. Васягина. – Екатеринбург, 2009.
 
10. Фрайфельд И.В. Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной активности [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Фрайфельд Ирина Владимировна; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 2013. — 23 с.
 
11. Фрайфельд И.В. Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной активности [Текст] : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Фрайфельд Ирина Владимировна; Урал. гос. пед. ун-т; науч. рук. Л.В. Моисеева. — Екатеринбург, 2013. — 225 с. + 1 CD-RW. — Библиогр.: с. 150-171.
 
12. Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых / Маргарита Шевченко. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 128 с.
 
13. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребёнка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
 
14. Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being // Springer Science+Business Media: Journal of Happiness Studies, 9, 2006, p. 20.


Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню