Мы рисуем музыку - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Мы рисуем музыку

Автор: , Категория: Творчество педагогов ·
Автор: Насретдинова Майя Энгельсовна, музыкальный руководитель.
 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 296 комбинированного вида» Авиастроительного района города Казани
 
 
Мы рисуем музыку

Слушание музыки – распространенная форма организации музыкального восприятия с дошкольниками. Во время прослушивания музыкального произведения, осуществляется его эстетическое восприятие. Ведь для слушания музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка – «язык чувств». Она вызывает у детей определенные настроения и переживания.
 
Слушание музыки это тоже творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкальные и внемузыкальные представления в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.
 
Во время прослушивания музыки у ребенка возникают определенные эмоции, что внешне показывает отношение ребенка к музыке. В процессе беседы с детьми о прослушанной музыке, можно судить о глубоком переживании и понимании этого произведения.
 
Музыкальное восприятие – это активная мыслительная деятельность, в результате которой происходит создание художественных образов. Их творческое переживание находит место в рисунке.
 
Подготовка и проведение перевоплощения музыкального образа в рисунок, требует творческого подхода. Будучи результатом творчества интегрированное занятие обладает значимой силой эмоционального воздействия на внутренний мир детей, пробуждает интерес к такому виду занятия и потребность в сочетании этих видов деятельности.
 
Музыкальные занятия в МАДОУ №296 города Казани проводятся в разнообразных формах и видах. Большое внимание здесь уделяется использованию творческих методик - одна из них рисование музыки. Эта методика известна сравнительно недавно. Расскажем о нашем педагогическом опыте.
 
Мир жизни ребенка огромен. Для малыша важна забота о нем взрослого человека, тепло и внимание. Важно его заинтересовать любым видом деятельности. А ребенок, как мы знаем, окунается головой в то, что ему нравится делать. Но все обязательно должно быть построено в игровой форме, только тогда его это заинтересует. Музыка его тоже интересует.
 
Сегодня я волнуюсь, у нас трудная задача: мы слушаем и слышим музыку. Все дети в детском коллективе не похожи друг на друга. И у всех разное представление о музыке. Одни дети могут слушать музыку внимательно, не отвлекаясь, другим же это может быть не интересно, поэтому их внимание рассеянно. Некоторые дети посещают музыкальную школу, поэтому у них уже имеются первоначальные музыкальные знания, умения и навыки. На занятиях ребята активные, поэтому я пытаюсь проводить занятия, используя больше игр, чтобы их заинтересовать. Все детки веселые, подвижные. Моей основной целью является приобщить их к искусству, дать первоначальные музыкальные знания и владения элементарными навыками, формировать в детях творчество.
 
Главная цель заключается в формировании основ музыкальной культуры личности ребенка. Данная цель может быть решена успешно при условии, если в ребенке будет воспитываться интерес к творчеству, которое подразумевает активность, инициативу, стремление к открытию нового.
 
Этих детей не просто учить слышать музыку. Для примера обратимся к фрагментам наших занятий.
 
Программное содержание: вызвать у детей интерес к рисованию музыки, развивать способность выражать ее в цвете, передать настроение музыки.  
 
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами будем слушать музыку французского композитора Сен-Санса. Произведение «Лебедь» - это мечтательная, напевная пьеса для виолончели и фортепиано. Прохладная и чистая, едва тронутая волнением поэзия.
 
А теперь слушаем \дети слушают музыку\.
 
Музыкальный руководитель: Я вас попрошу передать цветом прослушанную музыку. Перед вами краски разных цветов. Диляра, назови цвета красок, которые у тебя имеются. (Диляра перечисляет цвета красок).
 
Музыкальный руководитель: Нам надо выбрать краски, которые передадут настроение музыки. Мы с вами знаем, что у музыки тоже бывает разный характер. Данил, какой характер у прослушанной нами музыки?
 
Данил: Напевный, мелодичный.
 
Дети добавляют: Музыка тянущаяся, сердечная.
 
Музыкальный руководитель: Правильно, а какие цвета красок вы бы подобрали к этой музыке?
 
Даша: Я выбрала бы голубой цвет.
 
Альбина: Музыка нежная, и я хотела бы рисовать ее желтым, оранжевым и голубым цветом.
 
Дамир: Я бы рисовал всеми цветами радуги.
 
Даша выбрала голубой или светло-синий – это цвет беспечности и беззаботности, так как он не предъявляет претензий, а потому не принимает обязательств. Светло-синий – и есть то «очаровательное нечто», о котором говорил Гете в своем учении о цветах.
 
Альбина совместила цвета желтый и голубой. Рудольф Штайнер в «Сущности цвета» пытается свести действие желтого и синего цвета к одной формуле и говорит: «Желтый - излучающий, синий - поглощает, втягивает лучи в себя». На фон накладываем линию
 
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, какую линию можно использовать, слушая пьесу «Лебедь»
 
Динара: Плавную, мягкую.
 
Музыкальный руководитель: Верно. Каждый из вас услышал в этой музыке свои особые краски. В руки возьмем кисти и попробуем перенести в рисунки красоту звучания этого произведения. Дети приступают к творчеству.         
 
Развитие синестетических способностей дошкольников как
фактор творческого восприятия музыки
 
Как известно, музыкальное воспитание дошкольников является важной составной частью целостного образовательного процесса, организуемого в условиях дошкольного учреждения. Музыкальные занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю: с младшими – 20 минут, со старшими – 30-35 минут.
 
Каждое музыкальное занятие включает в себя несколько видов деятельности детей: музыкально-ритмические движения, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах. Как видим, дети в музыкальном отношении развиваются гармонично. Вместе с тем каждый вид музыкальной деятельности ребенка обладает самостоятельной ценностью и своей спецификой. Мы хотим обратиться к такому виду музыкальной деятельности дошкольников как слушание музыки. Многие музыкальные руководители используют классические, или традиционные методики развития у детей восприятия музыки: проводят предварительную беседу о композиторе и музыкальном произведении, а затем слушают музыку. При этом помогают детям, используя различные методы подробнее услышать и запомнить музыку. В этом направлении накоплен большой педагогический опыт.
 
Примечательно, что многие музыкальные руководители не останавливаются на достигнутом и стремятся методически разнообразить процесс обучения детей слушанию музыки. Нам не раз доводилось бывать на занятиях коллег, на которых дети слушали музыку, выполняли интересные творческие задания, которые им предлагали музыкальные руководители (двигались под звучащую музыку, сочиняли свой аккомпанемент на элементарных музыкальных инструментах к музыкальному произведению, инсценировали сказки, сочиняли рассказы и т.д.). В нашей работе также уделяется большое внимание творческим заданиям, повышающим эффективность слушания музыки.
 
Ниже познакомим с нашим научно-педагогическим опытом в данном направлении.
 
В МАДОУ № 296 города Казани на музыкальных занятиях дети рисуют музыку. Продемонстрируем методику рисования музыки на примере фрагментов нескольких музыкальных занятий.
 
Фрагмент 1
 
Тема музыкального занятия: Шутка в музыке.
 
Задачи фрагмента музыкального занятия: (программный материал)
 
В процессе знакомства с «Шуткой» Баха, заинтересовать детей идеей рисования музыки, предложить отобразить в цвете настроение музыки, линией – мелодию.
 
Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас мы будем слушать музыку немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Она называется «Шутка». Само название «Шутка» подсказывает нам, каким будет характер музыки.
 
Дети: Шутка будет веселая, озорная.
 
От шутки люди смеются.
 
Шутка бывает смешной. И другие ответы детей.
 
Музыкальный руководитель: Ребята вы правильно заметили, что шутка отличается веселым характером. Одну из таких шуток мы сейчас послушаем (исполняется в аудиозаписи «Шутка» Баха, солирующий инструмент – флейта).
 
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте пофантазируем, какого цвета характер прозвучавшей музыки?
 
Дети: Желтого, красного, зеленого. И другие ответы.
 
Музыкальный руководитель: Я обратила внимание, что вы называете самые яркие цвета. А теперь каждый своим выбранным цветом к этой музыке заполнит свой лист. Посмотрите, у вас на столе краски. Давайте ими и поработаем (ребята закрашивают лист выбранным цветом, создают фон).
 
Музыкальный руководитель: Мы постарались запечатлеть на листе бумаги настроение музыки «Шутка».
 
По окончании занятия музыкальный руководитель собирает работы.
 
Фрагмент 2
 
Дети вновь обращаются к своим творческим работам и выполняют задания зарисовать мелодию «Шутка».
 
Музыкальный руководитель: Какое музыкальное произведение на прошлом занятии мы с вами отобразили в цвете?
 
Дети: Музыка называлась « Шутка»
 
Музыкальный руководитель: Правильно. А кто сочинил её?
 
Дети: Бах.
 
Музыкальный руководитель: (показывает портрет Баха) Музыку, которую мы слушали на прошлом занятии, сочинил композитор Иоганн Себастьян Бах. Он жил много лет тому назад, в старинные времена. Мы говорим о музыке Баха, что она человечна, что она отражает наш внутренний мир. Он написал для скрипки-сонаты и сюиты, а для органа – своего любимого инструмента – фантазии, концерты, прелюдии. Задорно, лукаво, порой озорно звучат веселые танцы из фортепианных сюит. Бах умел не только трогать слушателя выражением глубоких чувств, но и веселиться, любя природу, радуясь солнцу и молодости.
 
Перед вами ваши работы. Сегодня мы продолжим наше творческое занятие - слушать и рисовать музыку. Сейчас вновь будем слушать «Шутку» Баха и подумаем, как можно в рисунке отобразить мелодию пьесы (дети слушают аудиозапись «Шутки»)
 
Музыкальный руководитель: Ребята давайте с вами скажем, какие бывают линии?
 
Дети: Прямые, волнистые, закругленные.
 
Музыкальный руководитель: Правильно. А как вы думаете, какая линия изобразит мелодию «Шутки»?
 
Дети: Музыка веселая, мелодию можно нарисовать как серпантин. Её можно нарисовать, как в песне поется «вьётся дождик золотой». И др. ответы
 
Музыкальный руководитель: А теперь возьмем кисти в руки. И каждый из вас нарисует свою линию музыки так, как слышите её вы.
 
Дети приступают к творчеству, наносят линию на готовый свой цветовой фон.
 
По окончании задания организовывается выставка из творческих работ детей и делается обобщение и обсуждение их рисунков.
 
Проводя анализ детских работ можно наблюдать следующее: в рисунках дети изображают шутливую, причудливую сюжетную линию, а так же преобладают яркие тона, присутствует различный спектр оттенков, которые отражают основную идею произведения. Озорные линии, хаотично расположенные точки, замудренные, витиеватые изображения – именно так восприняли произведение «Шутка» дети.
 
На рисунке Никиты мы видим расплывчатые линии. Разнообразие цветов и линий говорит о богатом духовном мире ребенка.
 
Рисунок Алены несет в себе природные ассоциации. Проводится параллель между мелодией произведения и природой. Преобладающий на рисунке зеленый цвет говорит о жизнерадостности, веселости, эмоциональности. В разноцветных линиях наблюдается схожесть с деревьями. Это произведение связано у ребенка с пробуждением природы.
 
На рисунке Ильи тонкие завитые линии говорят о быстром темпе мелодии, а плавные линии показывают легатную сторону произведения. Малиновый фон говорит о восприятии ребенком веселого характера музыки.
 
 
Список литературы:
 
1. Федорова Е.А. Уроки музыки для малышей
 
2. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком
 
3. Дзержинская И. Особенности восприятия музыки у дошкольников


Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню