Дифференциация звуков «Л» и «Р» - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Дифференциация звуков «Л» и «Р»

Автор: , Категория: Конспекты занятий ·
Автор: Русакова Ирина Андреевна, учитель-логопед.
 
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №387» города Перми
 


Конспект Непосредственно образовательной деятельности
 Дифференциация звуков «Л» и «Р»
 Тема: Добрые дела
 
Цель: дифференциация звуков «Л» И «Р»
 
Задачи:
 
закрепить сравнительный анализ звуков;
 
развивать зрительное восприятие;
 
совершенствовать фонематический слух;
 
развивать артикуляционную и тонкую моторику;
 
воспитывать внимательное отношение детей к чужой и собственной речи;
 
формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
 
развивать творческие способности;
 
формировать навыки самоконтроля.
 
Оборудование: зеркало настенное, зеркала индивидуальные, карточки для артикуляционной гимнастики, схемы для звукового анализа, звуковые домики, краски, кисти, изображения солнца и радуги, флажки, изображения цветов, леечки магнитные, индивидуальные карточки для определения местоположения звука в слове.
 
1. Организационный момент.
 
Ребята, сегодня мы будем путешествовать по миру добра, а поможет нам волшебное зеркало. В зеркало посмотрите, себе и другу улыбнитесь.
 
2. Объявление темы.
 
- Будем мы творить добрые дела, будем говорить разные слова. В слове добРые, какой звук мы слышим в середине?
 
- «Р»
 
- В слове деЛа, какой звук слышим в середине?
 
- «Л»
 
Язычок мы разомнем, в гости к звукам мы идем.
 
3. Артикуляционная гимнастика.
 
Широко мы улыбнемся, зубки крепко мы сожмем. (Улыбка, заборчик.)
 
Потом рот мы открываем, язык вверх мы поднимаем. (Грибочек.)
 
По дорожке мы идем: ны-ны-ны.
 
И грибы мы соберем: ды-ды-ды.
 
И еще раз улыбнемся, крепко за руки возьмемся. Дети берут друг друга за руки.
 
4. Дифференциация звуков изолированно.
 
- К звуковым домикам пришли, громко звуки позовем.
 
-Л-Л-Л, выходи. Дети произносят звук «Л» изолированно, прижимая поочередно подушечки пальцев к большому пальцу, от указательного до мизинца.
 
-Р-Р-Р, выходи. Сжимают подушечки пальцев в обратном направлении от мизинца к указательному пальцу.
 
5. Сравнительный анализ.
 
- Зеркала возьмите, о звуках расскажите.
 
- Звук «Л»                                                                 
 
Губы: в улыбке.
 
Язык: упирается в верхние зубы.
 
- Звук «Р»
 
Губы: в улыбке.
 
Язык: кончик языка поднят вверх и дрожит под напором выдыхаемой струи.
 
- Звуки «Л», «Р» - согласные, твердые, звонкие.
 
Через зеркало волшебное пройдем, словно в сказку попадем.
 
6. Развитие фонематического слуха.
 
- Ребята, посмотрите, краски волшебные нас ждут. А на картинке видим, что?
 
- Солнышко.
 
- У солнышка чего не хватает?
 
- Лучиков.
 
Какой звук встречается в словах Лучики и соЛнышко?
 
- Звук «Л». Каждый ребенок рисует один луч.
 
- Посмотрите, что мы видим под солнышком?
 
- Радугу.
 
- Радуга, какая должна быть?
 
- Разноцветная.
 
- Какой звук встречается в словах Разноцветная Радуга?
 
- Звук «Р».
 
- Раскрасим радугу. Каждый ребенок раскрашивает один слой радуги.
 
- Ребята, как думаете, мы сейчас доброе дело совершили, нарисовав лучи солнышку и раскрасив радугу?
 
- Да. Ответы детей.
 
-Ребята, расскажем о солнышке, какое оно? Придумаем для него добрые слова, в которых будут встречаться звуки «Л» и «Р». Если услышим в слове звук «Л», поднимаем желтый флажок. Если услышим звук «Р», поднимаем разноцветный флажок. А услышим оба звука в одном слове, два флажка поднимаем.
 
- Красивое, ласковое, лучистое, желтое, круглое, волшебное, светлое…(Ответы детей).
 
- Радуга, какая?
 
- Разноцветная, яркая, красивая, крутая, пологая…(Ответы детей).
 
7. Дифференциация звуков в словах.
 
- Солнышко доброе ярче свети, чтобы цветочки лучше росли.
 
- Дружно леечки возьмем, и цветы водой польем.
 
- Посмотрите, перед нами поляна с цветами. Нужно нам цветы полить, если в слове слышим звук «Л», поливаем из желтой леечки. Если услышим звук «Р», поливаем из разноцветной леечки. Дети определяют наличие звука в словах и прикрепляют к цветку магнитную леечку соответствующего цвета.
 
Фиалка, колокольчик, ландыш, ромашка, роза, астра, георгин.
 
- Мы цветы полили, доброе дело совершили.
 
8. Звуковой анализ.
 
- В названии каждого цветка нам встретились звуки «Л» и «Р». Карточки возьмем, звуки мы в словах найдем. Дети определяют местоположение звука в словах, названиях цветов.
 
9. Дифференциация звуков в предложениях.
 
Доброта по миру ходит, каждого она находит.
 
Добрые слова вы с ласкою дарите.
 
Добрые дела с ласкою творите.
 
10. Работа по развитию связной речи.
 
- Ребята, какое доброе дело совершенное вами, вы можете вспомнить?
 
- Ответы детей: помог бабушке мыть посуду; подмела пол; покормила птиц; полил цветы…
 
11. Домашнее задание.
 
- Дома нарисуйте доброе дело, которое совершили вы. В ваших рисунках найдите слова со звуками «Л» и «Р».
 
Список литературы: Е. А. Ярош Путешествие по городу Красивой речи; учебно-методическое пособие.


Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню