Автор: Буглеева Марина Николаевна, воспитатель.
МБДОУ детский сад №55 «Богатырь»
Сюжетно-ролевая игра в педагогическом процессе
Среди психологов и педагогов игре с дошкольником отводится огромная роль и значение, потому что именно она формирует у ребенка первые навыки коммуникации.
В детском саду ребенок игровую деятельность осваивает двумя способами: под руководством взрослого, т.е. педагога, воспитателя и самостоятельно, свободно взаимодействуя с детьми из группы [Фельдштейн, 207].
Воспитатель для проведения игровых занятий руководствуется определёнными педагогическими знаниями, опытом, навыками, ставя перед проводимым мероприятием цели и задачи, которые необходимо выполнить в процессе занятия.
В основном с дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, имеющие свои правила, закономерности, специфичность. Ведь каждому возрасту дошкольника присуща своя индивидуальность, свой дифференцированный подход в игре.
Ведь именно в игре ребёнок раскрывает свои навыки коммуникации, разговорный диапазон, раскрывает свои личностные качества, умение взаимодействовать и выстраивать сюжет с другими детьми.
И чем разнообразнее его линия, тем интереснее процесс, а интеллектуальное развитие ребенка и его интеллект прямо пропорционально сложности игрового процесса.
В игре, где ребенок свободно играет, без участия взрослого, присутствует особый детский интерес, потому что здесь он может реализовать свои навыки и умения вольно, где только он сам придумывает правила игры и ход событий.
И эта свобода даёт ребенку ещё большую возможность полета фантазии и придумок. Здесь нет условностей, преград, правил и потому очень активно включается воображение, что нужно для лучшего интеллектуального развития дошкольника.
Эмоциональная составляющая от свободной сюжетной игры имеет также немаловажное значение, ребёнок чувствует себя комфортно в придуманных им самим правилах, сюжетах, которые он переносит из реальной жизни, наблюдая за взрослым миром или вставляя в сюжеты эпизоды из услышанных им сказок, рассказов. Это раздвигает условные границы игры, мир реалий.
Примеряя на себя разные роли, поступки и характер других людей, ребенок начинает чувствовать себя личностью и происходит его личностный рост, потому что он учится сопереживать и ориентироваться в различных ситуациях.
Но основное правило игры – она должна носить нарастающий развивающий характер, всё более усложняясь не только в тематике, но и в логическом плане: разные события, происходящие в ней, связаны между собой не только в ролевом аспекте, но и в интеллектуальном развитии. Ребёнок должен всё больше узнавать нового, ранее не освоенного им, пополнять свой интеллект новыми понятиями.
Потому главными критериями в игре должны выступать:
1. его игровые умения: собственные придумки, диалоги, новые события и пр.
2. разнообразные способы ведения игры, разнообразность и разноплановость сюжетов.
3. творческая составляющая в играх, «полёт» фантазии.
4. умение легко включаться в сюжет, придуманный другими и коммуницировать в нём [Гаспарова, 48].
Таким образом, можно сделать выводы, что для того, чтобы игра состоялась и была интересна и полезна ребёнку необходимо соблюсти некоторые правила или принципы:
1. игровые умения дошкольника необходимо сформировать, для этого воспитатель должен научить детей играть. То есть стать на время их товарищем по игре, не старшим, не воспитателем, а именно ребенком. Когда в игру включается взрослый на равных с детьми, это дает интерес и побуждение.
2. Игра должна постоянно усложняться, чтобы дети чувствовали развитие, усваивая всё новые навыки и умения. Воспитатель, играя, должен объяснять и растолковывать правила и сюжетную линию, взаимодействуя с детьми («Я пойду в магазин и куплю там продукты на обед. Это у меня деньги»). Тем самым он стимулирует дошкольника к игре.
3. Педагог должен не только играть с ребенком, но и направлять его в сюжетной линии, для этого сам воспитатель должен уметь выстраивать игру и придумывать последовательный сюжет [Михайленко, 20].
Эмоциональное развитие сюжетно-ролевых игр также имеет большое значение в развитии дошкольника, потому что многие эмоции ребенок впервые испытывает именно в игре, переживая и пропуская через себя радость, сопричастность и многое другое.
Развитие интеллекта – одно из главных условий построение сюжетной линии. Чем выше интеллект у ребенка, тем интереснее и динамичнее будет выстроена игра, потому что ребенок привнесет в нее свои знания и умения.
Сюжетно-ролевые игры должны осуществляться под непосредственным руководством воспитателя, который будет направлять и осуществлять вместе с детьми придуманный ими сюжет, привнося в него логику и развитие. Для этого надо сначала придумать сюжет, а затем с помощью детей воплотить его в жизнь, не забывая поощрять и хвалить детей за их творческие находки и актерские таланты [Абраменкова, 112].
У дошкольников должно быть достаточно материалов и условий для игровой деятельности.
Итак, сюжетно-ролевая игра позволяет развить у дошкольника его интеллектуальные возможности, математические навыки, общие научные понятия (пробовать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы и др.), пополнять словарный запас, улучшать понятийный аппарат – это приводит к подготовке к чтению.
Список литературы
1. Абраменкова, В.В. Взрослые игры детей (к психологии современной игрушки) // Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка к детской субкультуре. – М.: Дрофа, 2000. – 314с.
2. Валитова, И. Е. Психология развития ребёнка дошкольного возраста / И.Е.Валитова. - Минск, 2007. – 317с.
3. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - с. 45-50
4. Коломинский, Я.Л., Жизневский, Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С.35-42.
5. Михайленко, Н., Короткова, Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - С.6-15; № 4. - С. 18-23.
6. Смирнова, Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002.- № 4. – С. 70-73.
7. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Урунтаева Г. А. - М. : Академия, 2010. - 365 с.
8. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д.И. Фельдштейн. - М.: Флита, 1997. – 232с.
9. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2007. – 517с.