Автор: Баженова Ирина Михайловна, музыкальный руководитель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 101 «Березка»
Конспект занятия «От рёва до свиста три в музыке регистра»
(старший дошкольный возраст)
Организационный момент (приветствие).
Ребята, так как у нас занятие необычное, а музыкальное, то и поздороваться не обычным образом, а музыкально «Здравствуйте»! (трезвучие До мажор вверх и вниз).
Объяснение нового материала.
При помощи чего писатели и поэты создают свои произведения?
Ответы детей: при помощи слов, букв.
А при помощи чего художники рисуют картины?
Ответы детей: при помощи красок, кистей, бумаги и так далее.
А композиторы пишут свои произведения при помощи таких волшебных знаков, которые называются ноты!
Послушайте, кого композитор изобразил в этом произведении.
Пьеса «Учёный медведь» А.Николаева.
Ответы детей: Медведь!
Правильно! Давайте опишем медведя словами? Какой он?
Ответы детей: грубый, тяжёлый, мясистый, грузный и так далее.
Пьеса «Зайчик» Л.Попатенко.
А кого сейчас вы можете узнать в этом музыкальном произведении?
Ответы детей: Кошечка!
Правильно, ребята! А кого вы узнаете сейчас?
Пьеса «Птичка» Е.Теличеевой.
Ответы детей: Птичка!
Молодцы, ребята, всё угадали!
Давайте, мы сейчас поиграем в игру «Мы не скажем, а покажем»: я буду играть эти пьесы, а вы не будете мне говорить, кто это, а будете показывать всё, что вы услышали движениями! Когда я буду играть «Учёного медведя», вы будете идти вразвалочку, как мишки! Когда я буду играть «Зайчика»- вы будете прыгать, как зайчики! Когда я буду играть «Птичку»- вы будете махать руками, словно птица крыльями!
Игра «Мы не скажем, а покажем».
Присаживайтесь на свои места, а я сыграю вам три мелодии.
Играть в первой октаве и петь голосом: «Жил на свете пёс, звать его Барбос»!
О ком шла речь?
Ответы детей: О псе по имени Барбос!
Верно, а сейчас играю ещё раз!
Во второй раз играть в большой октаве и петь грубым голосом ту же самую музыкальную фразу.
Какие звуки вы услышали?
Ответы детей: Грубые, тяжёлые!
Какой это Барбос?
Ответы детей: Большой, лохматый.
В третий раз играть в третьей октаве и петь тонким голосом.
А теперь какие звуки?
Ответы детей: Лёгкие, звонкие.
Какой здесь Барбос?
Ответы детей: Маленький щенок!
Опять сыграть и спеть первую попевку.
Какие сейчас звуки?
Ответы детей: Не высокие и не низкие!
Правильно! Это звуки - средние. А какой здесь пёс?
Ответы детей: Небольшой, обыкновенный.
Все собаки у нас получились разные. Такая разница в звучании называется в музыке – регистры.
Там, где звуки грубые, мясистые, тяжёлые - это низкий регистр. Кто ещё может «жить» в низком регистре? Одна из пьес сегодня на занятии уже прозвучала?
Ответы детей: Медведь, слон, бегемот, кит.
Кто может так разговаривать дома?
Ответы детей: Папа, дедушка.
Там, где звуки не грубые и не звонкие - средние - это средний регистр. Кто может «жить» в среднем регистре?
Ответы детей: кошки, собаки, лисы, зайцы, люди разговаривают.
Кто дома может говорить в среднем регистре?
Ответы детей: Мама, бабушка.
Какая музыкальная пьеса сегодня прозвучала в среднем регистре?
Ответы детей: Зайчик.
Кто «живёт» в высоком регистре - там, где звуки лёгкие, полётные, звонкие, прозрачные, серебристые?
Ответы детей: Птичка, мышка, детки зверей: щенята, котята, звенит звонок.
А кто говорит у вас дома в высоком регистре?
Ответы детей: Дети.
Вот что у нас получилось: «от рёва до свиста три в музыке регистра».
Теперь мы поиграем в игру: я буду играть какие-то произведения на фортепиано, а потом положу руки на какой-нибудь регистр, и вы должны найти на фортепиано этот регистр. Но во время моей игры вы будете ходить по кругу и не смотреть, куда я положу руки. Напоминаю, нижний регистр - слева, высокий –справа, средний посередине.
Игра «Мы не скажем, а покажем».
Заключение.
Ребята, сегодня мы изучили регистры! Какие регистры вы знаете?
Ответы детей: низкий, средний, высокий.
Наше занятие окончено и мы попрощаемся с вами по музыкальному: «До свидания»!
Ответ детей: До свидания!