Автор: Мячева Галина Николаевна, старший воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида №10 «Малышок» посёлка Псебай.
Тема: «Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья»
Цель: Демонстрация системы педагогической деятельности по взаимодействию с родителями дошкольников, повышение профессионального мастерства участников мастер – класса.
Задачи:
- обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с родителями;
- расширить опыт педагогов по созданию условий для вовлечения родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья;
- преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.
Теоретическая часть
Здравствуйте уважаемые коллеги. Отгадайте загадку: кто может стать для педагога партнером и соратником, а может быть соперником, а иногда и настоящим врагом? Кого так сильно боятся неуверенные в своем профессионализме педагоги и на кого надеются педагоги, знающие как правильно подойти к решению многих задач? Кто же это - такая ключевая и неоднозначная фигура в образовательном пространстве детского сада? Совершенно верно, родители! Несмотря на то, что большое количество исследований и разработок посвящено вопросам взаимодействия с семьей, наша организация продолжает искать эффективные приемы и пути сотрудничества с современными родителями.
Коллеги, скажите: а много мы знаем о современном родителе? Какой он? (Ответы участников мастер-класса). Предлагаю небольшой блиц опрос для того, чтобы проверить наши предположения. Согласны?
Первый вопрос – Как вы считаете, как влияет количество детей в семье на жизненные ориентиры родителей?
Счастливая супружеская жизнь – один ребенок, двое детей, трое и более детей.
Успешная профессиональная деятельность - один ребенок, двое детей, трое и более детей.
Достижения материального благосостояния - один ребенок, двое детей, трое и более детей.
(Ответы участников мастер-класса)
О чем же говорят результаты статистики, которые приведены из книги [1,с 23]
Приоритет счастливой супружеской жизни значительно чаще отмечается многодетными родителями, в то время как достижения материального благосостояния и успешная профессиональная деятельность оказываются важнее для родителей, воспитывающего одного ребенка.
Второй вопрос – Выскажете свои предположения о том, как обычно проводят родители свободное время с ребенком дома? Какому виду совместной деятельности отдается предпочтение, а какие виды не совсем популярны?
Как Вы думаете, кто чаще матери или отцы в большей степени вовлечены в совместную деятельность с ребенком? (Ответы участников мастер-класса).
А сейчас обратимся к статистике. Как же обычно проводят родители свободное время с ребенком? Их ответы на данный вопрос приведены в книге [1,с 57]
Как мы и предполагали матери по сравнению с отцами занимают более активную позицию и чаще оказываются вовлечены в совместную деятельность с ребенком.
По результатам нашего блиц опроса можно сделать вывод: Мы педагоги достаточно хорошо знакомы с феноменом «современного родительства».
Работа с родителями в нашем учреждении осуществляется согласно: образовательной программы, программы развития и годового плана работы, где большим блоком представлен план работы с родителями для всех возрастных групп. Инновационная деятельность в этом направлении организуется в соответствии с Программой краевой площадки передового педагогического опыта по теме: «Социальное партнерство семьи и детского сада в условиях реализации ФГОС ДО».
В связи с тем, что время нашего мастер-класса ограничено мы затронем сегодня несколько форм работы с родителями, которые, на наш взгляд, должны Вас заинтересовать, и надеемся, найдут применение в вашей педагогической деятельности.
В каждой возрастной группе открыта «Библиотека для родителей», которая обеспечивает родителей художественной и популярной психолого-педагогической литературой. В ней представлены тематические подборки из журналов и газет по проблемам воспитания дошкольников. Педагоги организуют обсуждение различных статей посредством проведения вечеров встреч, родительских чтений и диспутов с родителями. Такая форма дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждения. Родительские чтения организуются следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы по педагогике и психологии, которые их наиболее волнуют. Воспитатель собирает информацию и анализирует ее. С участием специалистов ДОУ определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
В дошкольном учреждении организована работа клуба семейной направленности - «Папа – лучший друг». Использование данной формы дает возможность сформировать активную отцовскую позицию, помогает отцам посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.
Для привлечения родителей к образованию наших воспитанников творческой группой педагогов, работающих в статусе краевой площадки передового педагогического опыта, найдено, на наш взгляд, инновационное направление в работе с родителями – привлечение их к образованию детей, через введение в совместную деятельность детских семейных журналов «Развивайка». В чем главная идея данного журнала – он разработан для полноценного осуществления образовательной деятельности в семье и должен помочь родителям организовать совместную образовательную деятельность с детьми 5-7 лет в домашних условиях. Журнал состоит из 2-х частей. В первой представлены задания для детей 5-6 лет, а вторая часть ориентирована на подготовку детей к школьному обучению. Дошкольная организация реализует Образовательную программу дошкольного образования, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной образовательной Программы дошкольного образования «Детство», поэтому все задания в детском семейном журнале «Развивайка» ориентированы на эти программы. Пособия не является обязательным и не требуется отчета о проделанной работе. В журнале представлен тот разумный минимум, который нужен для полноценного развития ребенка старшего дошкольного возраста, и обладает волшебными воспитательными возможностями.
Более полно сегодня мы остановимся на применении маркерных досок - это новая форма работы с родителями по принципу «обратной связи». В приемной на маркерной доске обозначается тема, проблема и привлекаются родители к её обсуждению, отслеживаются предложения и ведутся социологические опросы. Данная инновационная форма работы с родителями очень востребована и актуальна. Вот некоторые темы, которые обсуждались с нашими родителями за последнее 3 месяца.
- Уважаемые родители! Предлагаем Вам оценить фотовыставку «Пусть всегда будет детство!» по пятибальной шкале, поставив напротив цифры «галочку» и на третьей доске – пожелания и предложения.
- Закаляйся, если хочешь быть здоров…., помните замечательные слова знакомой песни? В родительских силах приучить ребенка к здоровому образу жизни. Закаливание – это вполне естественная процедура, которая не требует каких-то сверх усилий. Закаливать ребенка можно легко и непринужденно. Что Вы считаете наиболее приемлемым и эффективным для закаливания вашего ребенка (предлагаются варианты ответов и вносятся предложения).
- Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в фотовыставке «Семейные выходные». Фотовыставка у нас будет просто класс, если дети принесут фотографии. И далее опрос:
1. Как часто Вам удается организовать семейный досуг?
2. Какой досуг предпочитает Ваша семья?
3. Кто в семье проявляет наибольшую инициативу в организации семейного досуга?
4. Интересно ли вам участвовать вместе с детьми в наших выставках?
5. Оцените, пожалуйста, работу нашей выставки по баллам.
- Уважаемые родители! Как вы считаете, кто из членов семьи должен заниматься воспитанием ребенка? Далее идут варианты ответов и поздравления с «Днем семьи, любви и верности».
Наши педагоги, используя данный метод, систематически привлекают родителей к организации экспериментальной деятельности в домашних условиях.
- Дети любят экспериментировать. Это очень полезно для их развития. Забавные эксперименты, которые можно провести дома с детьми:
«Прыгающее яйцо», «Цветное молоко». Далее идет опрос по участию в экспериментальной деятельности. (Будете ли вы проводить эксперименты дома? Из-за чего Вы отказались принять участие в проведении эксперимента? Какие эмоции Вы испытывали, проведя опыт с детьми? Проводите ли Вы дома со своим ребенком другие опыты-эксперименты? Считаете ли Вы, что родителям и педагогам нужно систематически проводить экспериментальную деятельность с детьми?)
Практическая часть
А сейчас уважаемые коллеги предлагаю Вам попрактиковаться в использовании данного метода. Разделимся на две подгруппы и предложим нашим условным родителям обсудить тему, проблему и привлечь их к её обсуждению, можно провести социологический опрос на интересующую Вас тему. (работа в подгруппах).
Уважаемые коллеги предлагаю Вам игровое упражнение "Какой Вы видите современную семью в условиях реализации ФГОС ДО?"
Ход проведения.
Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача участников: изобразить современную семью в условиях реализации ФГОС ДО в виде коллажа с помощью любых иллюстраций. Далее идет защита своего коллажа.
Заключительная часть
Вот и подошла к концу наша встреча, а вот о том, как она состоялась, вы сможете высказать свое мнение, используя методику «неоконченное предложение»
(участникам раздаются мини-опросы).
Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение»
Сегодняшний мастер-класс помог мне убедиться………..
В ходе мастер-класса мне было……….
Как педагог от мастер-класса я получила ………….
Я оцениваю мастер-класс…………..
Всем удачи и большое спасибо за активное участие в мастер-классе.
Список литературы:
1. В.С. Собкин, К.Н. Скобельцина «Социология дошкольного детства» - М:Институт социологии образования РАО, 2013.- 167с.