Консультация для родителей «Как увлечь ребенка книгой» - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Консультация для родителей «Как увлечь ребенка книгой» - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Консультация для родителей «Как увлечь ребенка книгой»

Автор: , Категория: Консультации для родителей ·
Tags: консультации
Автор: Кац Ирина Валерьевна, воспитатель группы дошкольного образования.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4, поселок Рассвет Бирилюсского района Красноярского края
Тип работы: Статья

Консультация для родителей
Тема: «Как увлечь ребенка книгой»

Цель: привлечение родителей к формированию у ребенка интереса к чтению книг.
Задачи:
  • повысить компетентность родителей в области детской литературы;
  • подвести родителей к осознанию ценности детского чтения, как средства воспитания и образования школьников, как залога правильного выбора их жизненного пути;
  • воспитывать в ребенке бережное отношение к книгам личным примером родителей.

Современное молодое поколение школьников читает все меньше. К сожалению, это печальная реальность, которая должна заставить задуматься как родителей, так и школьных педагогов, о судьбе подрастающего поколения и попробовать изменить сложившуюся ситуацию.
По выражению Василия Александровича Сухомлинского чтение является окном, посредством которого дети познают окружающий мир, и, как следствие, самих себя. Чтение позволяет открыть для каждого из нас многообразный мир, обогащающий наши умы и души. Когда дети читают - это прекрасно. Ведь читая, они познают окружающий мир. Под воздействием чтения у ребенка формируется мышление, вырабатывается способность упорядочивать и выражать свои мысли и чувства ясно и четко. Всвязи с этим, видится совершенно необходимым, чтобы чтение вошло в привычку ребенка, вошло в его жизнь и стало насущной потребностью, необходимостью.
Чтение книг, может быть даже совметное, создает единение между родителями и ребенком. Мелодичный, спокойный голос родителей, читающих книгу, успокаивает ребенка, позволяет ему научиться понимать речь, научиться слушать, вместе с тем красивые иллюстрированные изображения помогают ребенку сформировать у себя вкус к красоте, понимание искусства. Чтение может служить своего рода диалогом между родителями и детьми, так как ребенок, слушая мелодичные слова, отвечает, двигая ручками и ножками. Эти движения могут свидетельствовать о хорошем настроении ребенка, его заинтересованность чтением.
В процессе роста малыша у него должны появляться книги о животных, рыбах, птицах, детях своего времени, с которыми он может себя отожествить.
Необходимо, чтобы книга, выбранная для совместного чтения, была выбрана по взаимному согласию, для того, чтобы ребенок смог чувствовать себя вовлеченным в сам процесс чтения, и слушал читаемую ему книгу с удовольствием.
Во время чтения дети и родители могут начать обсуждение новых для ребенка слов, услышанных при чтении, ситуаций, или поведения героев,  встретившихся в книге. Если эти аспекты перенести на свой опыт, или опыт ребёнка, то это заинтригует малыша, и дальнейшее чтение будет еще более интересно ребенку.
После чтения, можно обсудить извлеченные уроки, впечатления от повествования, и вновь полученную информацию, нарисовать совместно с ребёнком, слепить из солёного теста или из пластилина понравившихся героев книги, или продолжение услышанной истории.
Таким образом родители могут не только привить любовь к чтению, но и научат ребенка правильному для той, или иной ситуации поведению, помогут сформировать ребенку воображение, логическое мышление, поощрить творчество ребенка. Самое главное - ребенок будет «близок» к папе и маме, что совершенно необходимо современному ребенку.
Наряду с развивающими играми, общением с природой, музыкальным образованием чтение занимает одно из наиболее важных мест в развитии ребенка. Книги учат мыслить, расширяют кругозор детей,  развивают память, воображение, речь. Основные вопросы, которые встают перед родителями и педагогами дошкольного образования: «когда?», «для чего?» и «каким образом?» прививать интерес к чтению  малышам.
Представляется, что заинтересовать ребенка чтением можно, воспользовавшись следующими советами:
  • Необходимо рассказывать детям о ценности чтения, показывать непосредственную связь чтения с успехами в жизни, и, в частности, в учебе.
  • Следует развивать воображение ребенка на материалах, представленных в книгах, побуждать ребенка прогнозировать развитие событий в книге, мысленно представлять и описывать героев.
  • В том случае, если ребенок делает только первые шаги в мире чтения, следует показывать ребенку свою радость от каждого прочитанного им предложения. Для первых опытов чтения нужно выбирать для ребенка соответствующие книги - с крупным шрифтом, красочные и яркие, с богатыми иллюстрациями и интересным сюжетом.
  • Чтобы ребенок читал добровольно и с удовольствием необходимо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а лучше всего, читающий совместно с ребенком родитель.
  • Наиболее частый вопрос, стоящий перед родителями: «когда следует приучать ребенка к чтению?». Ответ прост - чем раньше ребенок познакомится с книгой, тем быстрее и проще пройдет знакомство.
  • Важно, чтобы в процесс чтения входили произведения различных жанров и видов - сказки, рассказы, стихи, а так же юмористические произведения детской литературы. Учитывая непрекращающееся, постоянное формирование и развитие личности ребенка с его взрослением, необходимо большую часть чтения посвящать познавательным произведением.
  • Читаемые с детьми книги, должны быть несколько "выше"  уровня развития ребенка, для того, чтобы стимулировать развитие малыша для дальнейшего понимания и восприятия ребенком читаемых произведений. Развитие детей  не замирает на месте, оно идет перманентно, и поэтому их весьма утомляет вяло текущее повествование, долгое "топтание на месте", постоянное повторение пройденного материала. Детям интересно преодоление трудностей, и, как следствие - радость своим победам, что, несомненно, формирует в детях уверенность в своих силах.
  • Учитывая предыдущий совет, для родителей часто возникает вопрос определения доступности книги для ребенка, достаточно ли развитие ребенка для восприятия предлагаемого материала. Здесь достаточно определить воспринимается ли ребенком повествование материала с интересом. Если так, то скорее всего ребенок уже дорос до понимания читаемой литературы. Вместе с тем, если ребенку невозможно разъяснить основной смысл повествования, то чтение такого произведения ребенком (или совместно с родителями) не своевременно.
  • Объемные книги - книги, которые читаются не за один раз, с перерывом на самом интригующем моменте. Ребенок ждет продолжения повествования с нетерпением и интересом. Следует практиковать чтение таких книг, когда ребенку исполнится пять-шесть лет, когда ребенок уже будет способен понять и полюбить героев книги, войти в их жизнь.
  • Для мобилизации внимания ребенка, в режиме дня следует выделить специальное время для чтения книг.
  • При выборе книги обязательно следует прислушиваться к мнению ребенка. Как и многие взрослые, некоторые дети любят возвращаться к уже прочитанным книгам. Не стоит переубеждать ребенка, вполне допустимо перечитать уже прочитанную книгу еще раз.
  • Для того, чтобы заинтересовать ребенка книгой, следует использовать конкретную жизненную ситуацию. Можно предложить ребенку такую книгу, которая могла бы ему помочь разобраться в ситуации. Например, книга о том, как ухаживать за растениями, или как вырастить котенка.
  • Очень важно как можно чаще спрашивать у детей мнение о книгах которые они читают.
  • Как известно, многие фильмы в кинопрокате поставлены по мотивам книг. Как правило, в книге более основательно и широко ведется повествование, более ярко описываются герои и ситуации, относительно кинофильмов. Так, после просмотра кинофильма можно предложить ребенку прочитать книгу, на основе которого он снят.
  • Следует записать ребенка в библиотеку. Ребенку будет полезно видеть многообразие книг, появится возможность их посмотреть, выбрать понравившуюся.
Не следует никогда заставлять ребенка читать. Ничего, кроме отвращения ребенка от чтения "из под палки" не получится. Чтение для детей непременно должно ассоциироваться с интересным и увлекательным времяпрепровождением.



Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017-2023. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню