Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта - Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

Перейти к контенту

Главное меню:

Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта

Автор: , Категория: Консультации для педагогов ·
Автор: Подгорбунских Надежда Леонидовна, воспитатель компенсирующей группы.
 
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение – детский сад № 20 комбинированного вида, г. Нижний Тагил
 

Консультация для педагогов
«Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта»
 
Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Ребенок с отклонениями в развитии не может без обучения усвоить жизненно значимые соцальные навыки. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются первым и существенным звеном в воспитании человеческой личности. Овладение навыками делает ребенка значительно более самостоятельным, менее зависимым от взрослого. Необходимо помнить, что обучение ребенка с проблемами в развитии, процесс очень медленный и длительный. Дети, приходя к нам в группу, часто испытывают боязнь к воде, умывальной комнате, унитазу. И мы начинаем с простейших приемов, чтобы завлечь ребенка, не напугать его. Играем с водой, на-ливаем в тазик теплую, холодную холодную водичку, наливаем, выли-ваем, измеряем, затем делаем мыльные пузыри, радуемся. Затем учим мыть руки, выполняя при этом совместные действия, и только потом лицо. Дети очень не любят мыть лицо, боятся. Необходимо всегда быть рядом с ребенком, не оставлять его одного. Очень важно воспитывать правильное отношение к своим первым потребностя и обязанностям. О чень важно соблюдать последовательность действий, держа руки ребенка в своих руках и все сопровождая речевой инструкцией. Открой кран, подставь руки под воду, возьми мыло, намылим руки до появления пены, сделаем мыльные перчатки, смоем мыло, сделаем руки в замочек, завернем кран, вытрем руки сухо полотенцем. Обязательно сопровождаю это стихами, потешками.
 
Потешка-это жанр устного народного творчества, потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом .Оно является главным и ведет за собой жест, благодаря чему ребенок с легкостью запоминает действия, которые ему необходимо совершать. Детям потешки доставляют радость, поэтому воспитатели могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка выручает и в таких случаях. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации. Запоминая их, они соотносят их с необходимыми делами и правильными поступками.
 
Когда ребенок это усвоил, можно переходить к действиям по подражанию. Это тоже сопровождается речевой инструкцией. Следующий этап – по образцу, по вспомогательным, опорным картам - схемам. Они так же помогают контролировать правильность выполнения необходимых действий. Для успешного овладения навыками необходимо использовать различные поощрения, внимание взрослых: улыбнуться, погладить, обнять, похвалить, подбодрить, поаплодировать. Можно использовать какое-то лакомство. Для того, чтобы навыки прочно усвоились, помимо педагогических воздействий целесообразно организовывать сюжетные игры с куклами, игрушками, создавать игровые ситуации, в которых все действия по самообслуживанию дети будут выполнять с интересом и желанием.
 
Мы вместе с ребятами-волонтерами смастерили Мойдодыра. Обыграли этого героя, познакомили с детьми, я читала детям отрывки из произведения «Мойдодыр». Наш друг Мойдодыр живет в умывальной комнате. Он любит чистых, опрятных, аккуратных детей, дружит с ними. Использую разные дидактические игры: «Научим куклу Катю умываться», «Что звучит?», «Что нам нужно для умывания?». Для закрепления навыков необходимо давать поручения: Покажи Жене как надо мыть руки. Поучи Артема.
 
Для проверки знаний у детей предметов гигиены и их назначения использую игру «Чистоплотные дети»:
 
Воспитатель показывает картинку: «Руки», дети говорят, что надо для рук (мыло, щетка, вода, полотенце) Волосы: (гребень, расческа, шампунь, мыло, шампунь, вода, ножницы, резиночки, заколки. Купание (ванна, душ, губка, мыло, умывальник, вода, полотенце). Утром после сна.
 
И, конечно, должны быть созданы условия:
 
- удобный подход к умывальнику;
 
- умывальник соответствует росту ребенка;
 
- чтобы ребенок мог свободно достать кран;
 
- размер мыла должен соответствовать руке ребенка;
 
- полотенце и петелька должны быть такими, чтобы малыш мог одним движением снять и повесить полотенце;
 
- коврик в ванной должен предотвращать скольжение;
 
- предметы личной гигиены должны быть красочными, располагающими к запоминанию.
 
Формирование самообслуживания не должно прерываться и в домашних условиях. Очень важно подвести родителей к пониманию того, что совместные усилия нужны прежде всего детям для их полноценного развития.
 
совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов.
 
Последовательное усложнение требований, постепенный перевод ребенка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать приобретенные навыки. Навыки самообслуживания закрепляются повторением.
 
Воспитание навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта длительный процесс, требующий от воспитателя знания особенностей развития малышей.
 
Дидактические игры:
 
«Посмотри и запомни», « Найди ошибку», « Что изменилось», «Чего не стало», « Четвертый лишний», «Наведи порядок», «Найди такой же предмет», «Цепочка».
 
Необходимо постоянно соблюдать последовательность и контролировать правильность выполнения действий во всех навыках, например: одевание и раздевание на прогулку; порядок складывания вещей в шкафу; опрятность и аккуратность во внешнем виде; очень эмоционально, контрастно выражать отношение к одежде: положительное, радостное: к чистой, выглаженной, не мятой одежде.
 
Негативное, нетерпимое - грязной, мятой одежде.
 
Развивая самостоятельность, необходимо создать в группе атмосферу доброжелательности, внимания друг к другу обучая детей способам оказания помощи сверстникам.


Комментариев нет

Онлайн тестирование по ФГОС ДО
Besucherzahler
счетчик посещений
Copyright 2017-2023. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню